Войти в почту

Как в Москве достраивают самое большое метродепо в Европе

Три года назад на юге Москвы открылось электродепо «Братеево». По утверждениям мэрии и подрядчика, треста «Мосэлектротягстрой», это крупнейшее и наиболее оснащенное депо для поездов метрополитена не только в Москве и России, но и в Европе. С запуском второй очереди, запланированным на 2017 год, депо станет полноценным многофункциональным комплексом для обслуживания поездов столичной подземки. «Братеево» — шестнадцатое депо в Москве и первое, возведенное с нуля (или, как говорят строители, с котлована) с 1995 года. С первой очередью здесь открылся корпус для обслуживания и отстоя поездов, мотовозный цех (там занимаются служебной техникой метрополитена) и шестиэтажное административное здание. Построили объект всего за полтора года, обгоняя нормативы. «У нас такого, если честно сказать, еще не было — говорил в 2014-м тогдашний начальник московского метрополитена Иван Беседин. — Это хорошо сделанное депо со всех точек зрения: и технические, и социально-бытовые условия прекрасные». Сегодня в «Братеево» приходят поезда Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линий столичной подземки. Техобслуживание тут могут проходить до 17 составов в сутки, оставаться на отстой — до 11. Для локомотивных бригад в административном здании депо есть душевые, спортзал, сауна, комната отдыха и даже небольшой бассейн. Раньше, когда все составы Замоскворецкой ветки отгоняли в отстойники с подземными гаражами, машинисты были вынуждены идти до них несколько километров по тоннелям — теперь те, кто заканчивает работу в «Братеево», могут остаться здесь до следующей смены. Вторая очередь депо, сдать которую планируют в нынешнем году, — это многофункциональный центр для капитального ремонта поездов. Его мощности рассчитаны на обслуживание более 800 составов ежегодно: 300 по циклу полного ремонта, до 550 — с работами средней сложности. Кроме того, сюда смогут приходить вагоны любых типов и моделей — это позволит городским властям отказаться от ремонта поездов метро на сторонних предприятиях, что уменьшит и стоимость их обслуживания (раньше вагоны приходилось по частям перевозить на вагоноремонтный завод в Мытищи). Чтобы попасть на большую стройку, надо обойти административное здание депо и миновать почти километровый двухэтажный ряд бытовых вагончиков для рабочих. По словам руководителя проекта Александра Харламова (вторую очередь «Братеево» также строит «Мосэлектротягстрой»), сейчас здесь ведутся работы по монтажу систем электро- и теплохладоснабжения, наружных сетей, металлоконструкции, для некоторых зданий закладываются фундаменты, с наступлением тепла начнется чистовая отделка, монтаж оборудования и благоустройство. В огромном комплексе пока холодно и пусто. 78 тысяч квадратных метров завода впечатляют особенно, если зайти внутрь и попробовать увидеть другой конец зданий через сквозные ворота, разделяющие цеха. Цех строящегося комплекса по ремонту поездов (Фото: «Мосэлектротягстрой») Александр Харламов рассказывает, что сейчас здесь трудится около 250 человек, но в ближайшие месяцы численность рабочих будет увеличена до 500 (перед открытием первой очереди в «Братеево» работали почти две тысячи строителей). Для депо «запроектировано» большое количество уникального оборудования. Например, здесь появится массивный станок, который полностью разгоняет поезд, проверяя работу контроля скорости: вагон поднимается, колеса раскручиваются до 60–80 км/ч, и таким образом имитируется его движение по основному пути. «Братеево» получит свою уникальную цифровую систему управления: все детали, попадающие сюда, будут маркироваться, после чего перемещение каждой из них будет фиксироваться, где бы она ни находилась. Специальное программное обеспечение разрабатывается для дистанционного регулирования электроснабжения депо. У комплекса будет и свой «мозг» — это система «СФЕРА», которая на серверах записывает в журнал событий все происходящее на объекте: открытие и закрытие дверей, срабатывание датчиков — любые действия внутри депо. Собственные очистные сооружения позволят депо существовать автономно от городских коммуникаций. Панорама «Братеево». Фото «Мосэлектротягстрой». Александр Харламов отмечает, что почти все станки и оборудование, которое уже установлено в Братеево и которое появится тут в будущем, — российского производства. «Поначалу половина станков была импортная, но следуя политике импортозамещения, всё стали заменять на российское — вплоть до программного обеспечения, — говорит он. — Почти везде удалось найти российские аналоги». Генеральный директор «Мосэлектротягстроя» Николай Мирный утверждает, что депо будет сдано согласно графику в октябре 2017 года: «Во второй половине 2017 года будут выполняться работы по монтажу оборудования и пуско-наладочные работы. После их окончания объект перейдет в эксплуатацию московскому метрополитену».

Как в Москве достраивают самое большое метродепо в Европе
© ИД "Собеседник"