Нужны ли российскому флоту новые авианосцы
После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ новых авианосцев. Это грандиозная задача и её реализация связана с существенными финансовыми затратами и перестройкой планов развития флота. Насколько велика потребность ВМФ в такой военной технике и удастся ли удовлетворить спрос за счёт отечественной продукции — разбирался RT. Одним из сторонников идеи строительства авианосцев для ВМФ является председатель думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Владимир Гутенев. Выступая в эфире «Эха Москвы», он заявил, что Россия будет вынуждена «построить в течение ближайших 10-12 лет один-два авианесущих крейсера». По мнению депутата, потребность в авианосцах продиктована теми задачами, которые поставлены перед российским флотом. Морская доктрина, принятая в июле 2015 года (рассчитана на срок до 2020 года), предусматривает выполнение функций по наращиванию присутствия ВМФ в Арктике, Чёрном и Средиземном морях, а также Атлантическом океане. Кроме того, государство должно укрепить Северный флот и поддержать развитие кораблестроения. За несколько лет до принятия доктрины российские верфи получили заказы на строительство крупных надводных боевых кораблей. Речь идёт о 8 многоцелевых фрегатах дальней морской зоны проекта 22350, предположительно 28 эсминцах проекта 23560 «Лидер» и двух больших десантных кораблях проекта 11711 «Иван Грен» и «Пётр Моргунов». Построить под силу Появление в составе ВМФ авианосцев, несомненно, усилит присутствие РФ в Мировом океане. Однако решение о закладке авианосцев повлечёт кардинальную перестройку планов по развитию всего российского военного флота. Авианосцам потребуются новые палубные истребители и вертолёты, а также мощные боевые корабли для сопровождения в дальних походах. Кроме того, военным заведениям будет необходимо обучить около двух тысяч моряков и офицеров специально для службы на авианесущих крейсерах. Немаловажным фактором является финансовый вопрос, особенно в условиях сокращения военного бюджета РФ. Например, «средний чек» в США на строительство авианосца составляет около $10 млрд. Так, в течение 2017 года американские ВМС должны получить сверхтяжёлый USS Gerald R. Ford (CVN-78) стоимостью $12,9 млрд. Американский авианосец USS Gerald R. Ford © U.S. Navy Строительство авианосца с учётом этапа проектирования занимает 5-10 лет. Грамотная эксплуатация сложной дорогостоящей техники на авианосце обходится в пределах $10 млн в год. Таким образом, строительство даже одного авианосца — это мега-задача для современной России. В Советском Союзе были заложены 7 и построены 5 авианесущих крейсеров, включая гордость ВМФ «Адмирал Кузнецов». Все корабли возводились по проекту 1143 «Кречет» на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев (Украина). Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий российскую оборонку, убеждён, что отечественным предприятиям, несмотря на отсутствие опыта и соответствующей инфраструктуры, под силу построить авианосец. «Мы можем построить всё, компетенции для этого у нас есть. Если будет принято решение о необходимости оснастить наш ВМФ авианосцем, оно будет реализовано», — сказал Рогозин в мартовском интервью «Интерфаксу». По его словам, в России уже подготовлен «предварительный проект» авианосца и «технический эскиз». «У нас есть понимание, как это сделать. Есть авиационная техника, которой можно оснастить корабль, ударное вооружение. С технической и производственной точек зрения всё это реализуемо, сомнений нет», — подчеркнул зампред правительства. Самолёт британских ВВС сопровождает российские корабли «Пётр Великий» и «Адмирал Кузнецов» РИА Новости «Стоит быть реалистами» В недалёком прошлом Россия предприняла попытку увеличить авианосную группу. В 2010 году Москва и Париж заключили контракт на строительство двух вертолётоносцев типа «Мистраль». Россия намеревалась расширить военное присутствие вдалеке от морских баз и освоить французские технологии, чтобы в будущем самостоятельно производить вертолётоносцы. Украинский кризис стал поводом для отказа Парижа передавать два построенных на тот момент корабля. В 2016 году вертолётоносцы были проданы Египту, а Россия получила от Франции неустойку. Однако исчерпанный конфликт не снял с повестки дня вопрос о потребности ВМФ в авианосцах. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходарёнок в беседе с RT заявил, что Россия не может обойтись без новых авианосцев: «Исходя из текущих задач, ВМФ по-хорошему требуется два новых авианесущих крейсера и, наверное, четыре вертолётоносца. Это будет оптимальный состав для того, чтобы Россия в любой ситуации могла уверенно чувствовать себя на море». «Но стоит быть реалистами — выполнение столь грандиозной задачи потребует около 20 миллиардов долларов. Для начала необходимо соорудить стапель или сухой док, где авианосец будет строиться. На это уйдет как минимум 5 миллиардов. Совокупные расходы на два крейсера с учётом затрат на авиакрыло — это ещё где-то 15 миллиардов», — подсчитал эксперт. Ходарёнок полагает, что к вопросу о закладке авианосцев руководство РФ обязательно вернётся. «Просто сейчас не решены более насущные проблемы ВМФ. Как только на флоте будет наведён порядок, необходимость в авианосцах станет очевидной», — отметил собеседник RT. Военный эксперт Дмитрий Литовкин согласен с мнением коллеги о том, что России рано или поздно придётся закладывать новый авианосец, и желательно не один. «Деятельность авианосных групп доказала свою эффективность. Мы это видим на примере американцев в Ливии. Превосходной работой отметился и наш «Адмирал Кузнецов у берегов Сирии», — сказал RT аналитик. «Когда мы говорим про новые авианосцы, необходимо иметь в виду две ключевые трудности. Первая — финансовая: это очень дорого. Вторая — подготовка палубных лётчиков, которая по щелчку пальцев не происходит», — констатировал Литовкин. Однако эксперт напомнил, что в России уже существует проект многоцелевого тяжёлого авианосца (проект 23000 «Шторм»), который был в закрытом режиме продемонстрирован в Санкт-Петербурге в июле 2013 года. Перспективный корабль сможет вмещать на палубе 80-90 летательных аппаратов, то есть в два раза больше, чем «Адмирал Кузнецов». Проект многоцелевого тяжёлого авианосца «Шторм» © warfor.me По информации СМИ, строительство головного крейсера оценивается в $6,2 млрд (в два раза меньше по сравнению с USS Gerald R. Ford). Согласно утечкам, проект 23000 предполагает строительство двух кораблей. Достоверная информация о планах по реализации «Шторма» на данный момент отсутствует.