Уценка качества
Мария Портнягина выяснила, почему россияне потребляют все больше фальсификата Надзорные органы будут по-новому проверять качество топлива на АЗС -- не в лабораториях, а на месте, с помощью экспресс-тестирования. Инициативу поддержали эксперты и уточнили: плохое горючее -- это всего лишь капля в море некачественной продукции в России Иметь автомобиль в нашей стране -- дело рискованное. Нарваться на поддельное топливо можно почти на каждой четвертой независимой автозаправке либо на каждой седьмой сетевой. Основные беды -- превышение в горючем концентрации серы, метилового спирта, железа, завышение октанового числа бензина и подмена дизельного топлива судовым, которое не облагается акцизом. Сколько аварий, поломок, износа автомобилей такое топливо спровоцировало -- неизвестно. Зато известно, что кампания против некачественного горючего началась после публичного осуждения ситуации президентом Путиным весной 2015 года, когда был установлен антирекорд: нарушения выявлены почти на 43 процентах автозаправок. Не секрет, что в запуске кампании были заинтересованы и крупные сети АЗС. И вот на прошлой неделе Росстандарт объявил о внедрении с апреля экспресс-тестирования топлива, которое должно заменить долгие и дорогостоящие лабораторные проверки и которое позволит оперативнее привлекать к ответственности нарушителей. Эксперты рынка поддержали нововведение -- блеснул луч света в темном царстве российского потребительского рынка! Ведь доля некачественной продукции, по разным оценкам, составляет от 10 до 80 процентов в различных категориях товаров. Главный алармист в стране, похоже, Россельхознадзор: по его заявлениям, не столкнуться с подделкой можно разве только при покупке яиц. Роспотребнадзор, в свою очередь, уверяет, что положение не такое уж страшное. Его проверки показывают: в 2016 году доля некачественной продукции по содержанию химических соединений (в основном нитратов) в среднем -- 0,6 процента, стабильно выше она в плодах и овощах -- 1,3 процента и импортных арбузах и дынях -- 5,8 процента. Доля товаров с нарушением микробиологических показателей -- 4,3 процента, выше (5-7 процентов) -- в молочке, мясе птицы, кондитерских изделиях. Лидеры фальсификата (то есть когда маркировка не соответствует свойствам товара) -- молочные консервы, проще говоря, сгущенка (8 процентов) и мясные консервы (5,3 процента). Службы расходятся в оценках по понятной причине: первая озабочена качеством, вторая судит о безопасности. К тому же эта заочная полемика, конечно, не без подоплеки -- между службами идет борьба за контрольные функции. Роспотребнадзор по закону следит за товарами в магазинах, а Россельхознадзор -- за работой ветеринарных служб в регионах и настаивает на том, что стране нужна единая система контроля -- от поля до прилавка. Оценкой качества продукции у нас сегодня занимаются самые разные организации -- тема-то горячая. Однако они устраивают выборочные проверки по отдельным категориям товаров и полной картины не дают. Некоммерческий Росконтроль, в частности, пугает некачественной колбасой (все пробы с нарушениями) и даже бутилированной водой для детей (2/3 образцов не соответствуют нормам). Приправительственное Роскачество, в свою очередь, установило, что минимум четверть шоколада на рынке так называться не может: вместо какао-масла в нем дешевые растительные масла. И это в лучшем случае, в худшем -- вредные трансжиры. Так и получается, что качество продукции в конечном счете -- это объективная реальность, данная потребителю в ощущениях. "Россияне ориентируются прежде всего на свой опыт: понравился товар -- продолжают покупать,-- замечает Алексей Гражданкин из "Левада-центра".-- Однако растет доля тех, для кого главное -- низкая цена". Защитники прав потребителей отмечают, что снижение качества товаров -- очень болезненная тема и количество жалоб, поступающим к ним, в последние годы существенно выросло. Основная причина? Кризис и продовольственные антисанкции. Сегодня 67 процентов семей тратят минимум половину дохода на еду. Платежеспособность населения снижается. При этом задача политическая (тем более в предвыборную пору) -- сдерживать рост цен. Под таким давлением и чтобы удержаться на рынке производители сокращают себестоимость продукции за счет более дешевого, а значит, низкокачественного сырья. В результате Россия -- мировой лидер по импорту пальмового масла: в среднем на человека приходится 7 литров в год. По идее, это обычный продукт, вид растительного масла, но это если оно очищено и изготовлено с соблюдением правил. Основные наши поставщики -- Малайзия, Индонезия, у которых с этими правилами не очень. И закупается в основном самое дешевое -- техническое пальмовое масло, которое идет главным образом в молочку -- масло, творог, сметану, сыр. Больше половины в ней, по некоторым оценкам,-- фальсификат. Хуже показатель у колбасных изделий и полуфабрикатов -- до 80 процентов. Проблемные категории -- мясо, рыба. В них у нас велика доля импорта, и с его сокращением вследствие антисанкций производители у нас все чаще идут на обман -- накачивают продукцию фосфатными растворами, наращивая вес. Согласно "Ромиру", после введения продэмбарго россияне больше всего жалуются на снижение качества сыров, фруктов, рыбы. Улучшились, по их мнению, овощи. Зато в последнее время, замечают защитники прав потребителей, стало больше жалоб на качество хлеба -- муку из мягких сортов пшеницы и разные добавки, вплоть до мела. Хотя Минсельхоз опровергает обвинение, что твердые сорта уходят на экспорт за валюту. Это что касается продуктов питания. Гораздо меньше данных о непродовольственных товарах. Наиболее проблемной категорией эксперты называют стройматериалы. Это и цемент, на треть состоящий из золы и песка, и поддельный кабель -- стоят они дешевле, но и опасны. А еще изделия, в производстве которых используются вредные низкокачественные смолы,-- ламинат, обои, утеплители, мебель... Оценка качества услуг -- от банального ремонта обуви до ЖКХ, медпомощи, связи, транспортных перевозок, банковского обслуживания -- вообще непаханое поле. Пока передовая -- это рынок продовольствия. Что же делать нам? Эксперты советуют смотреть на цену. Например, хотите колбасу из мяса без посторонних ингредиентов, значит, ценник -- под тысячу рублей за килограмм. Впрочем, признают специалисты, сегодня большая цифра на ценнике не гарантирует качества: производители-мошенники нередко устанавливают цену, близкую к стоимости оригинального, качественного продукта. Далее, внимание к этикетке: мелкий шрифт -- повод усомниться в товаре. Маркировка продукта как органического или фермерского может оказаться лишь данью моде, а не отражать содержание. Лучше всего, уверяют знатоки, выбирать продукцию с наименьшей переработкой, натуральную: мясо, свежие овощи, фрукты вместо полуфабрикатов. Правда, сегодня для большинства населения эта рекомендация -- в том же ряду, что и пожелание более доходного будущего. Экспертиза Несистемный подход Россия -- одна из немногих стран с крупной экономикой (если смотреть на Европу), у которой отсутствует национальная система контроля качества продукции. В Советском Союзе она была -- это система ГОСТов. Их примерно 75 тысяч, и они вводили стандарт практически на всю продукцию. ГОСТы есть и сегодня, но в 2003 году их сделали необязательными, приняв закон о техрегулировании. Это было некомпетентное решение. Считалось, что избавление от обязательных стандартов оживит бизнес, поскольку он страдает от административных барьеров. ГОСТы воспринимались как такие барьеры. По этой логике получалось, что стандарт по выпуску сливочного масла из натурального молока -- это административный барьер. Перешли на пальмовое масло -- оно дешевле, рядовой потребитель не отличит молоко из него по свойствам, а на пачке его укажут мелким шрифтом. Бизнес активно лоббировал снятие жестких условий, потому что без них ему выгоднее. У завода, который выпускает творог из натурального молока, прибыль в разы ниже, чем у производителя, использующего пальмовое масло. Все это привело к негативным последствиям. В первую очередь для потребителей. К тому же российская продукция не конкурентоспособна на мировом рынке. Предприятий, которые выпускают качественную продукцию, к сожалению, очень мало. В середине 2000-х годов, по сути, разрушили систему государственного контроля и надзора. Декларировалось, что вместо ГОСТов будут техрегламенты: они не такие жесткие. Но эту замену наше правительство благополучно провалило. Сейчас у нас в рамках Единого экономического пространства действует около 30 техрегламентов, которые покрывают менее 10 процентов номенклатуры потребительской продукции. А все остальное производится на основании ТУ -- технических условий. В них производители пишут то, что им выгодно. Например, можно выпускать продукцию с наименованием "Колбаса супермясная", а в ТУ указать, что мясо в нее класть не надо, зато в ней будут полисахариды, соевый белок, костная мука, усилители вкуса... Фальсификат -- это то, что не соответствует заявленным свойствам. Допустим, на продукции стоит маркировка с указанием молочного жира, а там растительный. Но это полбеды. Основная беда в том, что у нас можно законно продавать низкокачественную продукцию, которую в Евросоюзе на полки не пустят. Это такой расхожий миф, что импортная продукция менее качественная, чем отечественная. Так, может, и было в начале 1990-х: страна была крайне бедная, завозили самое дешевое. Сегодня иначе: импортная продукция в целом отличается от российской в лучшую сторону. А в России планка падает все ниже. Цифры Признать негодным Официальная статистика, вероятно, удивит рядового потребителя: с продуктами питания ситуация в стране относительно благополучная Категории товаров с наибольшей долей проб, не прошедших проверку на качество (в %) Источник: Росстат (по данным Роспотребнадзора) Детали Говорит и наказывает Как потребителю защититься от недобросовестных производителей -- эту горячую тему подхватило российское ТВ. "Огонек" представляет наиболее популярные форматы Кошмарить бренды "Контрольная закупка" -- телевизионный долгожитель: программа выходит на "Первом канале" с 2006 года и сохраняет высокий рейтинг. В передаче выбирается лучший продукт в своей категории. Товары примерно одной стоимости вначале оценивают покупатели в магазине, затем специалисты в лаборатории, выбирая единственного победителя. Ключевое условие: для участников отбора марки товаров скрыты под номерами, а телезрители видят названия. Налет на общепит Шоу "Ревизорро" (канал "Пятница") с первого выпуска в 2014 году заработало скандальную репутацию. Съемочная группа во главе с ведущей Леной Летучей без предупреждения является с проверкой в отели, рестораны, клубы и другие заведения в разных городах России. Создатели шоу, хоть и ссылаются на закон о СМИ, подвергаются нападкам со стороны их сотрудников и владельцев. Программа -- лауреат премии "Тэфи" 2016 года в номинации "Журналистское расследование". Разбор по косточкам "Естественный отбор" ("ТВ Центр") -- новинка телесезона. Передача похожа на "Контрольную закупку" (товары проходят народную и экспертную оценку), но это ток-шоу. Ведущие представляют продукт через героев (например, в выпуске о кетчупе в любви к нему признается беременная женщина). В обсуждении участвуют медики, пищевые технологи, повара, а еще звездные гости -- актеры, музыканты. К участию приглашают производителей, но те, как правило, игнорируют вызов. Брифинг Фальсифицирование, например, на рыбном рынке -- это подмена наименований, "накачивание" рыбы полифосфатами. Все это, чтобы залезть в карман потребителя. Но попутно это приводит к тому, что недобросовестные компании получают фору по сравнению с добросовестными производителями. Выигрывают мошенники, а компании с нормальной продукцией оказываются в крайне невыгодном положении. Это пике, это штопор, и здесь государство, конечно, должно наводить порядок. Источник: "Коммерсантъ FM" Семь лет назад разрабатывался новый техрегламент на маркировку продуктов. Предполагалось указывать на этикетках, сколько содержится сахара, соли и вредных насыщенных жиров в 100 граммах продукта -- ровно то, что предусмотрено требованиями Евросоюза. Но ничего не получилось. Конкурс на подготовку техрегламента выиграл "Русбренд" -- лоббистская организация, объединяющая более полусотни крупных производителей товаров... К сожалению, область техрегулирования мы полностью проиграли компаниям. Источник: "Аргументы и факты" Расходы аграриев и переработчиков выросли в силу девальвации рубля, ведь многие из них полностью зависят от импортного сырья и пользуются импортным оборудованием. Но соразмерно повышать цены они не могут: сдерживают низкая покупательная способность, требования ритейлеров и антимонопольные органы. Поэтому они вынуждены снижать качество, что и наблюдается по широкому спектру продуктов и товаров. Источник: "Лента.ру"