Любовь к строительству подземных дворцов передается по наследству
84 года назад, 20 марта 1933 года, было принято решение о строительстве московского метро. Возводить подземные дворцы, спускаться в шахты и бурить тоннели вызывались многие молодые москвичи. О нелегкой, но престижной жизни первостроителей корреспонденту «ВМ» рассказала ветеран Мосметростроя Зинаида Галкина.В ее квартире пахнет печеньем и душистым чаем. Старший сын 97-летней Зинаиды Ивановны, Владимир Галкин, просит называть его дядей Володей и провожает в гостиную. Он кстати, тоже работал в московском метрострое. На журнальном столике меня уже ждет большая стопка старых семейных фотографий. В прошлом лебедчица на строительстве наклона станции «Белорусская», Зинаида лично знала многих легендарных первопроходцев. Одним из них был и ее муж, Александр Прокофьевич. В начале 30-х проходческих щитов, которые прокладывают тоннели метро, еще не было. Всю работу метростроевцы выполняли руками. — Он работал проходчиком на «Красносельской», ему было всего 20 лет, — вспоминает Зинаида. — Тогда в метрострой набирали всех, комсомольцев в первую очередь. Первым метростроителям жилось трудно. Верхней одежды выделялось мало, ботинки были на деревянных колодках — далеко в таких не уйдешь. Жили все в бараках и общежитиях. — Спецовки были ужасные, из брезента, — продолжает женщина. — Конечно, она отлично защищала от воды, но была очень неудобной. Постепенно отношение к метростроевцам начало меняться. Для тех, кто трудился в шахтах, стали открывать душ-комбинаты. — Представьте: приходит человек из-под земли, весь в грязи, — подхватывает Владимир. — В душ-комбинате он сдавал спецовку, мылся и получал чистую одежду. Постепенно текучка кадров стала сокращаться — метростроевцы начали ходить на работу с удовольствием. — Строить метро было почетно, — кивает Владимир. Молодые трудяги первыми получали лучшие билеты в театр, путевки в санатории. Им же поставляли самые качественные продукты, которые они покупали по карточкам в специальном магазине. Несмотря на престиж, работа была тяжелой. — Рабочие серьезно подрывали свое здоровье, — продолжает он. Муж Зинаиды Ивановны в свое время работал в кессоне. Как объясняет Владимир, это подобно частому погружению на глубину. За такую работу платили — в переводе на наш курс — 50 тысяч рублей за спуск. Спустя время Александр заболел, и его освободили от этого. Сегодня общий профессиональный стаж семьи Галкиных составляет около 230 лет. Семейную традицию — работать в метрострое — продолжают и внуки. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Жуков, генеральный директор Мосметростроя: - Раньше в арсенале строителя была кирка, сегодня — проходческий щит. Инструменты благодаря научно-техническому прогрессу постоянно меняются, но люди к нам приходят такие же, как раньше — верные своему слову, надежные, талантливые, бесстрашные. Весь наш коллектив — это настоящие трудовые династии, которые продолжают дело первых метростроевцев и возводят новые удивительные станции подземки. Причем среди наших работников есть и такие, которые продолжают династию метростроителей в четвертом поколении!