Как организовать инкаминг в России?
Очевидные решения больших проблем Турпотоки из Азии и Европы – это, наверное, было единственным, что в нашей отрасли на протяжении минувших двух лет росло. Естественно, причиной послужило удешевление туров в Россию, вызванное девальвацией рубля. Теперь ситуация на валютном рынке меняется, при этом отельеры и транспортные компании повышают прайсы. Что произойдёт с рынком инкаминга? И как можно решить проблему, не дожидаясь снижения количества въезжающих иностранцев? Игра на повышение Туроператоры, которые занимаются приёмом иностранцев в России, накануне лета-2017 говорят, что количество заявок продолжает расти, но причиной тому – скорее инерция спроса, чем объективные факторы. И зарубежных партнёров зачастую шокируют предлагаемые им сегодня цены. Отчасти подросшие прайсы можно оправдать укреплением национальной валюты. Шутка ли, год назад 1 евро стоил более 89 руб., на момент подготовки этой статьи котировка ЦБ – 63,4. Но и независимо от ситуации на валютном рынке дорожают практически все составляющие турпродукта – от гостиниц и транспорта до билетов в музеи. Говоря об отелях, мы имеем в виду качественные объекты 4–5*, обычно запрашиваемые иностранцами. Так вот, в Санкт-Петербурге они подняли прайсы в среднем на 30 %, в Москве – на 10 %, утверждает Сергей Войтович, руководитель компании «Свой ТС». Управляющий директор «Тари Тур» Игорь Кузьмин вносит уточнение: если брать высокий сезон (май, июнь, июль), то рост тарифов достигает 50–70 %. Понятно, что те гостиницы, которые решаются на удорожание, имеют на это свои причины. У них в 2017 году резко повышается налоговая нагрузка – в частности, растут налоги за счёт их оценки по кадастровой стоимости объектов. Кроме того, спрос на гостиничные услуги в конце весны и летом резко превышает предложение: прошлый сезон в обеих столицах ознаменовался несколькими скандалами с овербукингом, когда клиентам отказывали в предоставлении заранее оплаченных номеров. Туроператоры признают, что логично регулировать спрос ценой и учитывать при формировании прайсов растущую себестоимость услуг. Но они против того, чтобы тарифы повышались постфактум, в рамках уже заключённых контрактов, на давно выкупленные номера. «Глубина бронирований на европейских рынках достаточно велика. Наши отправляющие партнёры ещё прошлым летом сформировали каталоги по России на 2017 год, заложили в них те цены, которые мы предоставили на основании имевшихся договоров с отелями, и активно вели продажи, – комментируют туроператоры. – И вот теперь управляющие гостиниц резко повышают стоимость забронированных и подтверждённых номеров. Мы считаем для себя недопустимым так поступать с иностранными партнёрами, поэтому держим первоначально заявленные цены, а подорожание компенсируем за счёт своей прибыли. В результате она зачастую стремится к нулю и даже уходит в минус». Битва за автобусы Одной из болевых точек инкаминга остаётся транспортная тема. «ГЛ» уже неоднократно писала о том, что в России не хватает экскурсионных автобусов – с наступлением кризиса частные компании резко сократили закупки новой техники по причине её дороговизны. (Новый Volvo или Mercedes на 50 мест стоит сейчас на 10 с лишним миллионов рублей больше, чем до 2014 года.) На ветшающем транспорте иностранные гости ездить отказываются, и он уходит на обслуживание внутренних турпотоков. Это имеет свои последствия, но сейчас о другом. Туроператоры, которые специализируются на инкаминге, буквально вырывают друг у друга экскурсионные автобусы, а транспортные компании, конечно же, повышают цены. Сейчас аренда относительно новой машины стоит на 20–25 % дороже, чем год назад. А за технику поплоше просят на 15 % больше. Ну и в соответствии с общим курсом на повышение стали дорожать музеи. Входной билет в Третьяковскую галерею с недавних пор стоит 500 руб. вместо 400, групповой билет в Алмазный фонд осенью подорожал с 280 до 500 руб. на человека. По мнению туроператоров, остальные вскоре последуют этому примеру. Простые решения Из всего вышесказанного следуют два вопроса. Первый: каковы перспективы инкаминга на фоне растущих цен? В 2017 и 2018 годах снижение въездного турпотока, скорее всего, России не грозит. Но это благодаря приближающимся спортивным событиям – в июне ожидается наплыв гостей на футбольный Кубок конфедераций, а в 2018-м мы принимаем мундиаль. Когда опомнимся после всех этих грандиозных мероприятий, может оказаться, что собственно туристический спрос на Россию значительно просел. А спрос – он имеет инерцию, как позитивную, так и негативную. И на то, чтобы его раскачать, потребуются усилия и затраты. Второй вопрос: как приостановить эскалацию цен на туры в Россию? Для начала руководители турфирм призывают представителей власти признать тот очевидный факт, что туристическая инфраструктура востребованных дестинаций работает на пределе возможного. Со всех трибун звучат призывы наращивать въездной турпоток, но игнорируется тотальный дефицит всего и вся. А надо принимать меры. «Так, совершенно очевидно, что имеющийся автобусный парк не позволит нам обслужить гостей, которые приедут на Кубок конфедераций, – отмечает Сергей Войтович. – Нужны государственные закупки новой техники, которая потом должна поступить на туристический рынок и отчасти компенсировать нехватку экскурсионных автобусов. Такие идеи обсуждаются, но до сих пор не перешли в русло конкретики, а июнь не за горами». Более масштабных вложений, а также налоговых льгот требует гостиничная сфера. Эксперты не склонны ждать таких милостей от судьбы и для решения самых насущных проблем предлагают использовать маркетинговые инструменты. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов полагает, что следовало бы для растущего потока китайских туристов создать режим ценового благоприятствования в середине весны, а также осенью – чтобы хоть отчасти разгрузить высокие даты и продлить для отельеров сезон, ведь среднегодовая загрузка отелей как в Москве, так и в Петербурге по-прежнему оставляет желать лучшего. Ещё одно совершенно очевидное решение – изменить сроки проведения крупных мероприятий, начиная с Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Традиционно он проходит в начале июня и усиливает нагрузку на туристическую инфраструктуру города, которая в данный период и без того крайне высока. Этот и другие подобные события целесообразнее проводить в низкий сезон, как это делается во всём мире. Отельеры только выиграют – получат пролонгированную загрузку. Наверняка совместными усилиями заинтересованных сторон можно найти и другие способы сделать спрос на внутреннем и въездном рынках более равномерным и, соответственно, оптимизировать ценообразование. А какие простые решения сложившейся ситуации видите вы? Продолжим обсуждение в онлайн-журнале на HotLine.travel в статье под заголовком: «Как организовать инкаминг в России?». К нам приехал, к нам приехал!.. Количество поездок в Россию туристов из разных стран мира за первые девять месяцев 2016 года в сравнении с показателями за аналогичный период 2015 года, по данным Росстата: Китай 1,073 млн ▲15 % Германия 479,44 тыс. ▲2 % Монголия 415,52 тыс. ▲26 % Италия 156,57 тыс. ▲1 % Франция 142,76 тыс. ▲4 % Израиль 141,8 тыс. ▲7 % Испания 96,77 тыс. ▲5 % Иран 65,5 тыс. ▲72 % Индия 47,15 тыс. ▲18 % Вьетнам 30,01 тыс. ▲46 % Греция 20,52 тыс. ▲ 8 % Куба 19,51 тыс. ▲130 % Однако общее количество поездок в РФ сократилось на 7 % – по данным Росстата, в основном за счёт снижения прибытий из Казахстана.