16 марта в Экспоцентре в рамках международной выставки MITT-2017 прошла 22-я конференция Объединенной сети ТБГ и «Горячие туры». На встрече собрались представители порядка 250 Турагентств и руководители туроператорских компаний - партнеров сети. Выступая с докладом, который открыл официальную часть конференции, генеральный директор объединенной сети Светлана Макарова сообщила, что, несмотря на общую для рынка тенденцию к сокращению числа агентств (за год их количество по экспертным оценкам снизилось на 30%), состав «Горячих туров» и ТБГ по итогам зимнего сезона не изменился, в объединенной сети работают 583 компании. Сопоставимы по сравнению с прошлым годом и объемы продаж. При этом совокупный оборот агентств, работающих под брендом ТБГ, за год даже вырос - на 2 млн долларов. Если говорить о приоритетных туроператорах, то лидерами в «Горячих туров» по-прежнему являются поставщики из так называемого массового сегмента, а ТБГ нарастила реализацию туров нишевых туроператоров. Доля сотрудничества с некоторыми из них выросла почти втрое. Одной из ключевых на конференции стала тема выхода из кризиса, прозвучал новый для отрасли термин «уберизация». Выступавшие согласились, что туроператоры, как и любые другие поставщики услуг, стремятся избавиться от посредников и выйти на прямого клиента. Что делать в этой ситуации турагентам? По мнению Светланы Макаровой, рознице нужно расширять список партнёров, использовать свои экспертные знания по продукту и начинать самостоятельно формировать туры. В этой связи управляющая компания объединенной сети объявила, что в ближайшем будущем сможет оказывать такую услугу через собственный единый расчетный центр, который получит статус туроператора. Возможность высказаться на конференции была и у турагентов, и у туроператоров. Первые говорили об ужесточении условий сотрудничества с поставщиками и невозможности зарабатывать в условиях пониженной комиссии и промо тарифов. Туроператоры, в свою очередь, предложили управляющим компаниям в будущем брать на себя финансовые риски, бронируя их продукт – тогда можно будет говорить о получении реальных привилегий для себя и для своих агентств. При этом все сошлись во мнении, что агентствам необходимо рассчитывать, прежде всего, на себя - туроператоры действуют в рамках своих интересов и согласно своим бизнес-стратегиям. Тоже самое касаетяс и законодательных инициатив. Приглашенный эксперт конференции Дмитрий Горин, гендиректор «Вип сервис» комментируя ситуацию с внедрением электронной путевки со своей отметил: «Розничному рынку необходимо консолидироваться, никто кроме нас самих наши интересы отстаивать не будет». В целом участники рынка отметили важность прямого диалога. «Для меня каждый раз встреча с представителями объединенной сети – это возможность оценить, насколько мы соответствуем ожиданиям агентств. Убедиться в правильности своей стратегии», - сказал по итогам конференции генеральный директор PAC Group Илья Иткин. А глава «Русского экспресса» Тарас Кобищанов отметил, что с каждым разом встречи с представителями розничного сегмента становятся все более открытыми и откровенными. При этом эксперт признал, что некоторые вопросы турагентов остались без ответа, поскольку были направлены к массовым туроператорам, не присутствовавшим на встрече.