Срыв платежей создает реальную угрозу для выполнения нашей инвестпрограммы
Директор филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» Сергей Золотарев рассказал о том, за счет чего будет развиваться электросетевой комплекс региона, как решается проблема с должниками и в какой поддержке властей нуждается отрасль. — Какой объем средств «Челябэнерго» в этом году инвестирует в развитие электросетевого комплекса региона? — Наша инвестпрограмма на 2017 год составит 1,7 млрд. руб., это на 260 млн. руб. больше, чем в прошлом году. Почти половину средств − 850 млн. руб. − мы направим на техперевооружение и реконструкцию. Эта часть программы по сравнению с прошлым годом увеличена на 360 млн. руб. Из крупных объектов в этом году мы планируем завершить реконструкцию подстанций «АМЗ» и «Заречная». Это позволит повысить надежность электроснабжения Калининского и Советского районов Челябинска. Кроме того, до конца года мы реконструируем порядка 370 км линий электропередачи, а также планируем ввести дополнительные мощности на 86 МВт. Второе основное направление инвестпрограммы — это техприсоединение (ТП), на которое будет направлено 746 млн. руб., в том числе около 400 млн. руб. — на льготное присоединение (550 руб. за мощность в 15 кВт). — Уже давно идет дискуссия о целесообразности программы по льготному ТП, которая часто приводит к неиспользуемым мощностям и убыткам сетевых организаций. На ваш взгляд, эта программа нужна? — У нас нет сомнений, что она нужна. Другое дело, что, наверное, пора ограничить круг лиц, который имеет право на льготное ТП. На мой взгляд, в числе льготников нужно оставить тех, кому это действительно необходимо, например, пенсионеров, малоимущие семьи. Сейчас ситуация складывается таким образом, что любой может заключить договор за 550 руб. и не нести никакой ответственности в дальнейшем за подключение. А заявок на льготное ТП у нас тысячи. В результате мы создаем огромное количество неиспользуемых мощностей. Сетевики из-за выпадающих доходов терпят убытки. В 2016 году на льготное ТП мы направили порядка 368 млн. руб., в тарифных решениях эта сумма учтена далеко не в полном объеме. Мы четко понимаем, что должны продолжить работу и с министерством тарифного регулирования и с муниципалитетами, чтобы затраты компенсировались в полном объеме. — Что конкретно необходимо сделать? — Некоторая материальная ответственность у заявителя уже появилась, когда в действующие правила ТП были внесены поправки, предусматривающие выплату неустойки за каждый день просрочки договора. Это уже реальная ответственность заявителя. Еще одно направление, которое поможет снизить нагрузку на сетевые компании, это подготовка инфраструктуры земельных участков муниципалитетами. Это повысило бы и инвестпривлекательность участка, который выставляется на торги, и исключило бы расходы сетевых организаций, которые потом ложатся на остальных потребителей. Ведь с этими выпадающими доходами мы потом приходим к регулятору. И самое главное — это качественное оформление документов территориального планирования муниципалитетов. Нам необходимо синхронизировать свою инвестпрограмму и документы территориального планирования муниципалитетов, чтобы четко понимать, что нужно строить. Проблема одна: мы создаем центры питания, и они остаются незагруженными. То есть, если бы мы располагали документами территориального планирования, мы могли бы поставить трансформатор в два раза меньшей мощности, а средства в рамках инвестпрограммы направить на другие цели. Источник инвестиций — дефицитный, и нам всегда есть, куда направить высвободившиеся деньги. Мы находимся в конструктивном диалоге с областными и муниципальными властями, договариваемся, что и где нужно построить. Это направление требует постоянной проработки. Сейчас мы встречаемся с главами муниципалитетов, говорим им о своих проблемах, они нам — о своих. Мы рассчитываем до конца года прийти к решению этой проблемы, которое устроит все стороны. — Как «Челябэнерго» решает вопрос сокращения сроков техприсодинения, который постоянно поднимают власти и бизнес? — Техприсоединение — это наше приоритетное направление. Мы понимаем, что это повышение инвестиционной привлекательности региона, создание условий для развития бизнеса. Более того, по инициативе «Челябэнерго» в регионе создана дискуссионная площадка в виде Межрегионального форума по повышению доступности энергетической инфраструктуры. Он дает возможность бизнес - сообществу и представителям властей разного уровня обсудить и наметить решения по важным для отрасли вопросам, среди которых снижение стоимости и сроков подключения к сетям. В 2016 году срок ТП для малого и среднего бизнеса составил 88 дней. И мы продолжаем работать над его сокращением. Внутри филиала мы оптимизировали многие процессы, часть из них автоматизировали. У нас сформированы четкая методология и регламент внутри компании, исполнения которых мы требуем от сотрудников. Это все помогает при росте заявок, а в прошлом году их объем увеличился на 25%, максимально упростить процедуру ТП. В Челябинске мы выстроили отношения с городским Агентством инвестиционного развития и если проблемы возникают, то мы стараемся их совместно решать. По крупному бизнесу, где срок ТП объективно составляет до двух лет, мы тесно взаимодействуем с областным Агентством инвестразвития и в случае необходимости готовы переходить в ручной режим управления. Кроме того, в феврале этого года губернатором Борисом Александровичем Дубровским была утверждена «дорожная карта» по техприсоединению, в разработке которой мы принимали активное участие. В документе прописаны основные мероприятия — единые для всех сетевых организаций, которые позволяют сократить сроки ТП. В нашей компании они уже частично реализованы. — Власти Челябинской области рассчитывают, что в 2020 году южноуральская столица примет саммиты ШОС и БРИКС. Обсуждался ли вопрос электроснабжения объектов с вами? Есть ли понимание, что необходимо будет сделать? — Мы тоже надеемся, что мероприятия пройдут в Челябинске. Это будет мощный стимул для развития города. Конечно, для этого предстоит серьезная подготовка электросетевого комплекса города. Предварительно речь идет о строительстве 26 новых объектов, среди которых конгресс- холл, застройка набережной реки Миасс, гостиницы. В этом вопросе мы уже взаимодействуем с городскими и областными властями. Но для того чтобы понять весь объем работы нам нужны конкретные места размещения объектов, их проектные мощности, чтобы мы могли соотнести их с нашими возможностями. Если потребуется увеличение мощности, то на подготовку уйдет как минимум два года. Мы к этой работе готовы. — Как на планы компании влияет наличие дебиторской задолженности? Какая работа ведется по ее снижению? — По итогам 2016 года общий объем просроченной дебиторской задолженности составил 2,1 млрд. руб. Конечно, срыв платежей создает реальную угрозу для выполнения нашей инвестпрограммы, производственных планов и ставит под вопрос наши расчеты с контрагентами, а, соответственно, и их планы. В списке крупнейших должников — гарантирующий поставщик «Челябэнергосбыт» (ЧЭС), «Оборонэнергосбыт» и «ЧТЗ- Уралтрак». С последним получилось наладить конструктивный диалог и у нас есть понимание, как предприятие будет нам платить. Очень важно, когда удается договориться о четкой и понятной реструктуризации долга, в этом случае мы уже можем планировать свои расходы. По- другому складывается ситуация с ЧЭС. Вопрос неплатежей гарантирующего поставщика чуть ли не ежемесячно рассматривается межведомственной комиссией по вопросам соблюдения платежной дисциплины. ЧЭС озвучивает свою проблематику — это неплатежи и населения, и предприятий ЖКХ. Мы это все понимаем. Но каждый должен заниматься своим делом. Мы − сетевая организация и должны обеспечить надежное и качественное электроснабжение потребителя, а гарантирующий поставщик должен обеспечить собираемость средств, своевременную оплату с субъектами рынка. — Удается ли договориться с ЧЭС? — Ситуация сегодня развивается в двух плоскостях. Мы взаимодействуем в досудебном порядке: обсуждаем непосредственно с руководством компании варианты погашения долгов, но, когда появляются опасения, что договориться не удастся, то выносим это на рассмотрение комиссии. Еще раз подчеркну, что нам важно видеть конкретику по оплате: как и когда мы получим деньги от них и сможем рассчитаться со своими контрагентами. Задержки оплаты в один- два дня — это для нас уже стресс. Также идет работа по взысканию долгов через суд — с 2011 года нами поданы десятки исков. Это очень долгие процессы, но по каждому нам нужно решение для понимания дальнейшей работы. В целом, мы находимся в диалоге с гарантирующим поставщиком, и это дает результаты. В июле- августе прошлого года был пик неплатежей со стороны ЧЭС — денег не поступало даже по текущим платежам. С осени текущая оплата возобновилась, ЧЭС была признана задолженность, и на сегодня осталась неоплаченной услуга по передаче электроэнергии за 2016 год в размере 530 млн. руб. Обещали провести выплаты в январе, но теперь каждый месяц срок переносится. Сейчас нам важно понять, какой реструктуризацию этого долга видит ЧЭС. А оставшиеся разногласия мы будем решать через суд. — Какую функцию в этом споре выполняют областные власти? — Контролирующую. На комиссии каждая из сторон приходит со своей правдой, у властей есть понимание процесса. Гарантирующий поставщик — крупнейший потребитель на территории области. А если он не платит, то это уже серьезные нарушения в деятельности сетевой организации. И если этот процесс не контролировать, то могут быть достаточно серьезные последствия.