Войти в почту

В Сочи открылся кол-центр помощи туристам в аренде квартир Первый в России кол-центр для поиска дешевых квартир, дач и койко-мест начал работать в Сочи. Предлагать отдыхающим бюджетные варианты размещения будут турагентства. Местные власти надеются таким образом повысить загрузку в межсезонье и привести частные мини-гостиницы, дачи и квартиры к единому стандарту. Эксперты считают новшество очередной попыткой властей вывести нелегальный бизнес из тени. По некоторым оценкам, теневой рынок составляет от 30 до 40%. В Сочи начал работать первый в стране кол-центр для туристов, которые хотят снять дешевое жилье: дачу, комнату в квартире или гостевом доме. Проект реализует администрация города и инициативная группа туроператоров и турагентств. Его суть в том, что турагентства будут заключать договоры с владельцами малых средств размещения, кол-центр — собирать и распределять полученные от туристов заявки среди арендодателей. Линия бронирования создана на базе функционировавшего во время проведения Олимпийских игр-2014 пункта. По словам местных властей, таким образом можно предоставить отдыхающим широкий выбор бюджетного жилья и повысить загрузку в межсезонье. «В высокий сезон у нас и так все занято. Смысл в том, чтобы заполнить эти средства размещения в межсезонье, а также повысить уровень сервиса в этих домах и гостиницах и привести их к единому стандарту»,— сказал начальник управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи Сергей Доморат. По его словам, когда арендодатель подает заявку о внесении своего средства размещения в базу, к нему выезжают специалисты, осматривают квартиру и дают рекомендации, что нужно сделать, чтобы привести жилье в соответствие с нужными стандартами. По данным господина Домората, общее количество номерного фонда в Сочи составляет 1,7 тыс., а 400 объектов — это так называемые малые средства размещения: дачи, маленькие гостевые дома, квартиры, койко-места. Господин Доморат также отмечает, что для арендодателей услуга бесплатна, главное — платить налоги и соответствовать требованиям. «Кроме того, идея выгодна тем, что предприниматели не будут тратить время на поиск туристов и деньги на зарплату профессиональным „зазывалам”, которые берут до 30% от обшей суммы размещения каждого туриста. Теперь предприниматели получат гарантированной приток туристов, а значит, и прибыли»,— поясняет представитель агентства «Всюду буду» Лилия Скиба. По мнению первого заместителя генерального директора НАО «Курорт экспертиза» Александра Денисова, такие действия могут оказаться попыткой присвоить малым средствам размещения официальный статус: «Теневой рынок на то и теневой, что подсчитать его крайне сложно. Если говорить приблизительно, то это примерно 30—40% от общего объема предложения. Плюс-минус треть объектов не имеют официального статуса. В центре Сочи, где все на виду, они могут быть зарегистрированы, но дальше, например в Адлерском районе, ситуация другая. Вовлечь их в легальный оборот очень сложно, но необходимо: они обязаны платить налоги. Отдыхающие не просто снимают у них жилье — они еще пользуются инфраструктурой, которую должен обеспечить город: стабильная подача воды и энергии, бесперебойная работа транспорта, больниц, „скорой помощи“, уборка территорий». По словам руководителя турагентства «Солнечный берег» Марины Оганесян, в денежном выражении теневой рынок в Сочи составляет порядка 45 млн руб. в высокий сезон — в течение трех месяцев. «Такая ситуация характерна для всего побережья. Квартиру можно снять за 600—800 руб. в сутки, в самом скромном санатории номер будет стоить от 2 тыс. руб. в сутки. Естественно, из-за дешевизны комнатки и дачные домики крайне популярны, а объемы частного номерного фонда в целом по Краснодарскому краю вполне сопоставимы с гостиницами, а возможно, даже превосходят их»,— сказала госпожа Оганесян, добавив, что создание такой базы — хорошая идея, так как вытащить частника «на свет божий» — настоящий сизифов труд. «Что только власти не пытались делать: и патенты предлагали, и штрафами пугали. Одну гостиницу найдут, зарегистрируют — еще три появляется. Это и понятно: имеешь домик у моря — можно не работать. Чуть ли не собачьи будки сдают. Вот, по данным властей Крыма, до 50% туристов на полуострове в высокий сезон проживали у частников. У нас ситуация та же». Госпожа Оганесян при этом добавляет, что частникам рано или поздно придется зарегистрироваться, однако необходимость платить налоги может привести к росту цен. «Сейчас владельцы квартир ищут жильцов с помощью таксистов, сами стоят на вокзалах в табличками, однако инициатива властей Сочи с кол-центром может показаться им заманчивой. Они приобретут патент или оформят ИП, но, скорее всего, решат переложить налоговую нагрузку на плечи потребителей, прибавьте сюда курортный сбор — и цена выросла в полтора раза»,— считает госпожа Оганесян. По мнению господина Денисова, в случае повышения цены частникам придется повысить и качество жилья. «На рынке серьезная конкуренция. Не думаю, что цены будут подниматься неконтролируемо. В любом случае частный сектор останется доступным в плане экономии на аренде жилья». По данным Российского союза туриндустрии, за последние 2,5 года туристический рынок России, ранее развивавшийся в основном как выездной, серьезно изменился: на фоне снизившегося числа турпоездок за рубеж продолжает расти внутренний туризм. В прошлом году число путешествующих по стране превысило 55 млн человек. По данным Ростуризма, озвученным главой ведомства Олегом Сафоновым на конференции «Туризм в России: инвестиции в будущее», прошедшей 15 февраля, число турпоездок по России растет на протяжении последних трех лет: в 2014 году — на 30%, в 2015-м — на 18%, в 2016-м — на 15%. В 2017 году прогнозируется рост в 10%. В тренде помимо столиц — бурно растущие курорты Краснодарского края и Крым. Елена Рыжкова

Комната по вызову
© Коммерсантъ в Краснодаре