Реформа надзора за банками выходит на новый уровень. Персональные кураторы кредитных организаций, которые есть во всех крупнейших банках, получат больше полномочий и станут оценивать жизнеспособность бизнес-модели подопечных организаций. Об этом рассказал «Известиям» зампред ЦБ Василий Поздышев. Для кредитных организаций это может означать ужесточение надзора и повышение рисков регуляторного воздействия, опасаются банкиры. Перемены в надзоре ЦБ за банками предполагают разделение труда между кураторами регулятора в кредитных организациях и службой анализа рисков, поэтому модель компетенций представителей ЦБ существенным образом поменяется. Представителям ЦБ придется глубже вникать в деятельность поднадзорных финансовых организаций. Как рассказал «Известиям» заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, уже в этом году кураторы станут оценивать все основные аспекты деятельности своих подопечных, в том числе долгосрочную стратегию и планы. — Оценка кураторами бизнес-модели банков в надзорных целях будет применяться уже в течение этого года. Анализ рисков активов и трансакций делается не куратором, как раньше, а службой оценки рисков. Куратор должен будет оценить процедуры управления рисками, достаточность капитала, а также бизнес-модель, — сказал Василий Поздышев. Сейчас куратор банка — это работник ЦБ, в обязанности которого входит надзор за одной или несколькими кредитными организациями «на месте». Полномочиями персонального «менеджера» по большей части предусмотрен анализ кредитных рисков банка. Указание Банка России 2005-У «Об оценке экономического положения банков» содержит множество методик оценки деятельности кредитных организаций. В документе прописаны критерии отнесения каждого банка к пяти категориям качества исходя из его экономического положения. Оценка общего экономического положения кредитной организации производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия со стороны регулятора. Зампред ЦБ Ольга Полякова считает, что изучение системы принятия решений в кредитной организации — это один из основных элементов надзора. — Куратор должен уметь это делать не только по формальным признакам, но и по содержательным, оценивая и систему управления рисками, и систему внутреннего аудита, — пояснила она грядущую реформу в надзоре. — Расширение полномочий кураторов нацелено на более комплексную оценку качества управления в кредитной организации. Кроме того, добавил Василий Поздышев, куратор сможет предлагать сотрудникам центрального аппарата ЦБ меры надзорного реагирования на ту или иную ситуацию в банке. Новые компетенции кураторов, по сути, означают ужесточение банковского надзора, уверен предправления банка «Держава» (входит в топ-200 по России) Алексей Скородумов. Но закручивание гаек, хоть и постепенно, ведется постоянно и эта тенденция сохранится в будущем, считает он. — Здесь вопрос только в том, достаточно ли высококвалифицированных специалистов среди кураторов для того, чтобы проводить такие сложные оценки, — сказал Алексей Скородумов. С ним соглашается крупный банкир, пожелавший остаться неназванным. Расширение полномочий предполагает не только новые права кураторов, например, на получение еще больше информации, чем сейчас, но и обязанность качественно управлять этими сведениями. — Сейчас кураторы ЦБ — это в основном молодые люди с небольшим опытом работы, поэтому у меня возникают сомнения по поводу того, как будет дальше строиться наше взаимодействие с ними с учетом нововведения, — сказал собеседник «Известий». По его словам, кураторы уже сейчас анализируют не только кредитные риски, принятые банками, но, по сути, и стратегию развития кредитной организации. Кроме того, добавил банкир, неясно, как будут сочетаться новые полномочия кураторов с работой службы анализа рисков ЦБ. Ее сотрудники проводят выездные проверки предметов залога, например недвижимости, таким образом выявляя нарушения банками оценок стоимости заложенного имущества. — Получается, что кураторы и сотрудники службы будут во многом дублировать функционал друг друга, но подходы к нему будут разные. Из-за этого повышаются риски обнаружения проблем там, где их на самом деле нет, — посетовал банкир. — Это чревато незаслуженным регулятивным воздействием. Обычно в ЦБ применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов — предупредительные и принудительные. К последним могут относиться, например, требования о доначислении резервов на возможные потери или об ограничении темпов прироста частных вкладов. Меры могут быть как одного типа, так и сразу двух. Выбор мер воздействия Центробанк осуществляет самостоятельно.