Центробанк зачистит туризм?
Государство собирается обелить турбизнес 9 марта РБК опубликовал статистику Центробанка РФ по объёмам сомнительных денежных операций с участием турфирм. Так, в 2016 году теневой оборот наличности, осуществлённый турфирмами, а также поставщиками транспортных услуг и продавцами программного обеспечения, превысил 80 млрд рублей. Большая часть этой суммы – от 48 млрд до 60 млрд рублей приходится на турбизнес. Эксперты уверены, обнародование таких данных – это своего рода декларация о намерениях государства вплотную взяться за обеление туристического рынка. Может ли это решить одну из главных его проблем – необоснованные скидки? От слов к действиям Как пишет РБК со ссылкой на Центробанк, объёмы теневого оборота наличных денег в секторе турагентств колеблются в зависимости от пиков туристических сезонов и в 2016 году ежемесячно составляли от 4 млрд до 5 млрд рублей. Далее издание описывает наиболее распространённую схему. Турфирма уговаривает клиента оплатить путёвку наличными, например, под предлогом неработающего POS-терминала по приёму карт. Чек из кассового аппарата клиенту при этом чаще всего не выдаётся либо вместо чека выдаётся приходно-кассовый ордер, что усложняет отслеживание движения средств. К концу дня у компании образовывается достаточно большой объём неучтённых наличных. Эти деньги турфирмы продают сторонним компаниям, которые оплачивают «товар» безналичным расчётом. Формально расчёт происходит по договору на оказание услуг юрлицам, по сути же они оказываются физлицам за наличные. Схема эта известная, и никому Америку не открывает. И Центробанк узнал о ней не вчера. Однако громких разоблачений не было, по крайней мере, опрошенные HotLine.travel эксперты о них не слышали. Исходя из того, что спонтанная утечка информации о размерах теневого бизнеса вряд ли была бы возможной, наблюдатели делают вывод: государству нужны деньги для пополнения бюджета, поэтому оно внимательно изучает все сферы предпринимательской деятельности на предмет неучтённых средств. Слив в СМИ специалисты однозначно трактуют как предупредительный сигнал, отмечая, что звоночки были и раньше. У контролирующих органов в последние годы стали возникать вопросы к участникам туррынка, аккумулирующим в своих руках большие обороты денежных средств, – крупным розничным сетям, платёжным системам и центрам бронирования. По требованию Центробанка и в соответствии с ФЗ № 103 «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», примерно два года назад начался процесс перехода центров бронирования на спецсчёт 408. «Формально центры бронирования являются платёжными агентами, так как основная их деятельность заключается в аккумулировании расчётов и обеспечении платежей. Сейчас с этим делом строго. Могут и банковской счёт заблокировать, если решат, что компания занимается деятельностью платёжного агента, а при этом открывает её под видом, скажем, турагентской или страховой деятельности», – поясняет учредитель ЮА «Персона Грата», руководитель Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Поэтому сейчас все крупные центры бронирования уже работают по спецсчёту 408. Что касается рядовых участников розничного рынка, то внимание к ним тоже усиливается: до 1 июля 2018-го все турагентства обязаны перейти на онлайн-кассы. Это предписывает Федеральный закон № 290-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» от 3 июля 2016 года. Скидочникам – конец? Есть мнение, что в большинстве случаев неучтённая наличка – это «проделки» мелкой туристической розницы, которая не использует кассовые аппараты, платит альтернативными способами, через терминалы. Однако не стоит забывать о том, что существуют розничные компании, для которых туризм – это лишь прикрытие. Они декларируют на своих сайтах огромные скидки, фактически отдавая всё вознаграждение, полученное от туроператоров, туристам. А зарабатывают как раз на обналичивании средств. Бороться с такими компаниями рыночными методами практически невозможно – туроператоров всё устраивает, так как «обнальщики» дают объёмы, а недовольные турагенты слишком разобщены. Между тем сомнительная деятельность становится всё более выгодной в сравнении с традиционным турагентским бизнесом. По информации наблюдателей, «обнал» в среднем сейчас приносит до 15 % (а иногда и больше – Ред.), в то время как вознаграждение от туроператоров, которое те дают турагентам, составляет в лучшем случае 10–12 %, причём с тенденцией к уменьшению. Росту привлекательности обнальных схем в туризме способствует и кампания по закрытию строительных и мелкооптовых рынков, идущая в Москве и других крупным городах. Ранее именно там генерировались основные объёмы неучтённых наличных. Что же изменится после того, как Центробанк фактически анонсировал борьбу за обеление туристического рынка? «Думаю, вскоре будет нормативный запрет на расчёты наличными свыше установленных сумм, ужесточится банковский надзор, валютный контроль», – прогнозирует Георгий Мохов. Напомним, что сейчас операции по снятию или зачислению наличных на счета юридических лиц подвергаются усиленному контролю, только если сумма транзакции равна или превышает 600 тысяч рублей. В СМИ не раз заявлялось, что Центробанк хочет устранить этот порог. Если государство в лице Центробанка прикроет нелегальные схемы, позволяющие процветать псевдотуристическому бизнесу, добросовестные турагентства, возможно, ожидает второе рождение. Войне скидок в туризме будет положен конец, а конкуренция наконец-то будет вестись за счёт профессионализма и личных компетенций сотрудников, работающих в этих компаниях. Сценарий не такой уж фантастический, говорят эксперты. Если бы не одно «но». По словам Георгия Мохова, казус в том, что ужесточительные меры приводят к тому, что тарифы на обналичивание средств растут, повышая привлекательность этого бизнеса. Поэтому окончательно обелить туризм государство сможет, наверное, только тогда, когда наличные средства будут в значительной степени выведены из денежного оборота. Но пока это отдалённая перспектива. Сейчас к нарушителям могут быть применены различные меры воздействия. От штрафа за проведение денежных средств не через кассовый аппарат до лишения свободы и уголовной ответственности. Например, по статье 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём», можно получить до семи лет тюрьмы. Кроме того, могут быть применены статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» и статья 172 «Незаконная банковская деятельность». Причём законом предусмотрено, что субъекту, в отношении которого проводится проверка, сообщать об этом никто не обязан. Турфирмы и знать не будут, что на них собирается информация. «Возможно, сейчас от простого мониторинга Центробанк перейдёт к массовым репрессиям», – предупреждает эксперт.