Дальнобойщики пообещали правительству дефицит и отставку
Позабытый в последнее время протест дальнобойщиков против системы «Платон» вскоре должен вновь набрать обороты: на 27 марта намечена всероссийская бессрочная забастовка перевозчиков, на этот раз требующих не только отмены «Платона», но и отставки правительства. Планируемая стачка, по мнению дальнобойщиков, грозит обернуться дефицитом товаров в российских магазинах. Однако накануне забастовки движение дальнобойщиков не смогло избежать раскола. Его первой ласточкой стала опубликованная на сайте Объединения перевозчиков России (ОПР) информация о предстоящей 13 марта пресс-конференции, где планируется заявить о грядущей забастовке. Участниками пресс-конференции должны были оказаться представители самого ОПР, Объединения перевозчиков Дагестана, «Вежливых фермеров», а также сразу двое активистов «Националистического движения» и представитель близкой к националистам «Новой оппозиции». Колонна этой силы на последнем марше памяти Немцова в Москве шла под имперскими заменами с требованием освобождения лидера запрещенного в РФ движения «Русские» Дмитрия Демушкина. При этом в число спикеров пресс-конференции перевозчиков не вошел никто из других объединений дальнобойщиков, в частности — Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, объединяющего около 50% представителей этой профессии. Само ОПР, по ориентировочным оценкам экспертов, несмотря на свою известность, объединяет около 10% перевозчиков. Лидер ОПР Андрей Бажутин в разговоре с нашим изданием заявил, что речь идет не о расколе, а лишь о «поднявшемся небольшом шуме». Бажутин пояснил, что рассматривает националистов как «группу граждан, которых касается наша проблематика, и всем, кто нас готов поддержать, мы готовы были дать слово». Он, однако, добавил, что ОПР вело переговоры в том числе и с разделяющим националистические взгляды Вячеславом Мальцевым (его участие в федеральной тройке ПАРНАСа на минувших выборах в Думу в конечном счете вызвало раскол в партии). Позже Бажутин сообщил об исключении националистов из числа спикеров пресс-конференции, подтвердив наличие «сложностей» между ними и представителями Дагестана (жители этой республики традиционно составляют значительную часть в сообществе дальнобойщиков). Однако представители МПВП заявили, что будут готовить собственное мероприятие. Советник председателя Центрального совета МПВП Сергей Айнбиндер в своем комментарии был категоричен. По его словам, реакция в среде большинства дальнобойщиков на союз ОПР с националистами «была шоковой»: «Это не значит, что мы отказываемся от забастовки, но в нас все больше и больше зреет мысль устроить свою пресс-конференцию. Националисты пусть не придут (на мероприятие ОПР. — Ред.), но остальные перевозчики туда тоже не собираются». Он отметил, что отсутствие националистов в президиуме пресс-конференции ОПР в качестве спикеров не отменяет их присутствия в зале. По его словам, в дальнейшем дальнобойщики могут опереться на поддержку других политических сил — например, незарегистрированной Партии прогресса Алексея Навального или КПРФ, с которой сейчас идут переговоры. Несмотря на противоречия, все представители дальнобойщиков, однако, подтвердили, что намеченная на 27 марта забастовка состоится в любом случае. С 10 апреля дальнобойщики намерены приступить и к «активным действиям», однако решения о них будут приниматься отдельно в каждом регионе. По словам Бажутина, в стачке могут принять участие до 45–50% от всех дальнобойщиков России. Точный подсчет, по мнению лидера ОПР, невозможен, так как ни у ГИБДД, ни у других структур нет объективных данных о числе перевозчиков в стране. Айнбиндер, впрочем, счел названный Бажутиным процент излишне оптимистичным, но тем не менее также выразил надежду, что забастовка достигнет своей цели. Напомним, что в настоящий момент плата дальнобойщиков в рамках «Платона», взимаемая за пользование федеральными трассами, составляет 1,53 рубля за километр. С 15 апреля же она должна вырасти вдвое — до 3,06 рубля за километр. Перевозчики уверены, что одна-две недели не смогут создать достаточного давления, так как в магазинах в любом случае останутся запасы товаров, в том числе продовольствия. Тем не менее при длительной стачке, по их мнению, можно рассчитывать либо на выполнение властью своих требований, либо на возмущение населения, которое на себе почувствует отсутствие товаров в магазинах. Напомним, что система «Платон» («Плата за тонну») была запущена 15 ноября 2015 года и уже тогда вызвала множество нареканий. Одной из претензий стало то, что оператором «Платона» является компания «РТ-Инвест», 50% которой принадлежит Игорю Ротенбергу, при этом государство ежегодно платит компании от 10,6 миллиарда рублей.