Узбекистан в перспективе откажется от протекционизма в автопроме
ТАШКЕНТ, 8 мар — Sputnik. Узбекистан рано или поздно придет к отказу от протекционистских мер в автомобильной промышленности, считает председатель Торгово-промышленной палаты республики Алишер Шайхов. Как поделился эксперт с корреспондентом Sputnik Узбекистан в рамках обсуждения Стратегии действий, инициированной главой государства, ни одна страна в мире пока не отказалась стопроцентно от протекционистских мер, будь то США, Швейцария, производящая знаменитые часы, или другие страны Европы, где под протекцией государства находится сельское хозяйство. "Естественно, всё (протекционистские меры — прим. ред.) должно быть разумно и рационально. Это самый главный вопрос. Сама идея Стратегии это предполагает, здесь нет никакого экстрима, все основано на четких расчетах разумности и целесообразности. Поэтому элементы протекционизма будут оставаться. От этого мы никуда не уйдем и, естественно, это будет зависеть не только от внутреннего рынка, но и влияния внешних факторов. Потому что мир меняется, и то же самое происходит с автомобильным рынком, который очень серьезно подвергся кризису во многих странах Европы и Азии. Поэтому протекционистские меры — это инструмент управления экономикой и, конечно, продвижения бизнеса", — подчеркнул собеседник. В любом случае, заметил Шайхов, страна идет к рыночной экономике, более того, она уже есть, и она живая. В связи с этим, по его словам, сейчас очень важен вопрос локализации, освоения производства новой продукции внутри страны, что будет повышать конкурентоспособность отрасли. "Один из элементов Стратегии в части экономического блока — это как раз укрепление конкурентоспособности, в том числе автомобильной промышленности, через локализацию и вовлечение новых компаний в этот процесс. Не только, скажем, стратегических партнеров, имеющих свой бренд, но и инжиниринговых компаний, которые занимаются производством компонентов и запасных частей. Одна из задач, стоящих перед нами, стать экспортерами не только готовых автомобилей, но и комплектующих к ним. Потому что это огромный бизнес, он даже больше, чем сам автопром", — уверен эксперт. При этом, по словам главы ТПП, есть и другие направления, которые очень важны — это и сельхозмашиностроение или индустрия машиностроения в целом. Сейчас эта сфера очень серьезно укрепляется. И когда страна достигнет пика, то, естественно, это еще больше повысит ее конкурентоспособность. В этом смысле, действительно, на каком-то этапе узбекский автопром и машиностроение в целом придет к тому, что пошлины на ввоз подобной продукции станут ниже, и Узбекистан будет более свободно конкурировать с крупными компаниями, отметил Алишер Эркинович. Мир, как он считает, не стоит на месте, кризис продолжается, а автомобильная отрасль движется на Восток с одной стороны, и на Запад — с другой, то есть она идет в центр мира — в Азию. "Наша новая стратегия предполагает абсолютно новые решения. Например, сейчас мы открываем предприятие по сборке наших моделей авто в Казахстане. И это абсолютно новый подход. Естественно, он сделает нас более конкурентоспособными и позволит соперничать нам с ведущими брендами. В принципе мы и сейчас уже конкурируем по новым автомобилям", — заключил Шайхов. Ранее Кабинет министров Узбекистана принял ряд поправок в действующее законодательство. который ужесточает требования к предприятиям по объемам локализации производства. В частности, эти изменения коснулись и компаний, работающих в автомобильной отрасли. В связи с новыми требованиями часть предприятий лишились таможенных льгот при получении комплектующих.