Таллиннский машиностроительный завод отметил свою 152-ю годовщину

ТАЛЛИНН, 7 мар — Sputnik, Андрей Бабин. Председатель Совета ветеранов ТМЗ Игорь Сенюшкин открыл вечер не совсем традиционно. Вместо речи он предложил всем спеть любимую песню многих людей старших поколений, трудившихся на заводах и фабриках бывшей советской страны от Балтики до Тихого океана, — про "ту заводскую проходную, что в люди вывела меня", из кинофильма "Весна на Заречной улице". Сам начал петь, люди подхватили. Игорь Сенюшкин работал на заводе не так долго, как другие ветераны, шестнадцать лет, но, как он признался, с детства проникся атмосферой "машинки", поскольку его отец практически всю жизнь отдал заводу. "Я часто ходил к отцу в чугунолитейный цех, жили мы в заводском доме, учился я в подшефной школе, летом я отдыхал в заводском пионерском лагере, а когда после школы поступал в политехнический институт, заранее знал, что работать буду на "машинке", — рассказал Сенюшкин. — Да, и ругались, бывало, и конфликтовали, как без этого на производстве, да и в любой семье, а трудовой коллектив был для нас, как родная семья. Работали мы не за деньги, а за честь завода. И отдыхать тоже умели". Гордость Эстонии и района Ветеранов завода приветствовал в культурном центре "Линдакиви" старейшина Пыхья-Таллиннской части города Раймонд Кальюлайд. "Таллиннский машиностроительный завод был, есть и всегда будет гордостью Эстонии и нашего района, — сказал он. — Я преклоняюсь перед талантом, трудолюбием, энтузиазмом работников многих поколений, трудившихся на заводе, который переживал революции и войны, смены общественного строя и продолжал работать". Кальюлайд вручил благодарственные грамоты нескольким заслуженным ветеранам завода. Первым был назван Антс Кыртс, который поступил на ТМЗ в далеком 1956 году, прошел путь от новичка до главного энергетика и до сих пор продолжает работать на предприятии, вот уже седьмой десяток лет. Затем активный член Совета ветеранов ТМЗ, бывший руководитель отдела Иван Васин провел поэтическую часть вечера. "У нас на заводе было столько поэтов, что можно целый вечер посвятить только их творчеству", — заметил он и прочитал несколько стихотворений, посвященных таллиннскому машиностроительному. Поэт Иван Васильевич Суслин, несколько лет назад издавший книгу своих стихотворений и прозаических миниатюр "О сокровенном откровенно", прочитал стихотворение не совсем по теме вечера, но близкое присутствующим — о любви к России, согревающей души многих людей, которые волей судьбы живут за ее пределами, в том числе в Эстонии. Правда, Иван Васильевич не работал на заводе, он трудился на рыбных промыслах в океане. Но заводчане всегда считали и считают его своим человеком. На заводе работала его супруга. Нина Михайловна — участница Великой Отечественной войны, вступившая в ряды защитников Отечества 17-летней девушкой, была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Бывший работник завода Валерий Торопов спел под гитару несколько хорошо знакомых всем песен, поэтому многие ему подпевали. Потом были танцы, опять же под музыку хитов как прошлых лет, так и современных. Есть что вспомнить Все началось в начале 2013 года. В связи с грядущим 150-летием предприятия несколько бывших работников ТМЗ создали оргкомитет с тем, чтобы достойно отметить юбилей. В том же году была организована первая после долгого перерыва встреча работников завода — так сказать, репетиция юбилейных торжеств. И сразу выяснилось, что у людей есть огромная потребность в таких встречах: количество желающих принять участие превзошло вместимость кафе. Поэтому такие встречи перенесли в более просторные помещения "Линдакиви". Там же два года назад состоялось мероприятие по случаю 150-летия ТМЗ, ради которого и был создан оргкомитет. Юбилей миновал, а встречи продолжаются. И это вполне естественно. Ведь все эти люди трудились на заводе в его золотое время, которое пришлось на 1960-1980-е годы, после того как ТМЗ получил статус головного предприятия по производству аппаратов воздушного охлаждения (АВО) для нефтегазовой отрасли. Продукция ТМЗ поставлялась во все республики СССР, а также в страны Европы и других континентов. По сей день изготовленное в Таллинне оборудование исправно работает на многих нефте- и газопроводах. Коллектив ТМЗ в те годы насчитывал более двух тысяч человек. Современное для той поры предприятие давало все возможности для профессионального роста и творчества талантливым рабочим, инженерам, технологам, конструкторам, изобретателям. Например, бывший инженер-конструктор Матти Курвитс до сих пор гордится изобретенным им промышленным вентилятором — на 40% легче тех, которые использовались прежде, и при той же мощности значительно экономичнее. В защиту памятника коллегам Работает "машинка" и сегодня. В отличие от многих других крупных эстонских предприятий, прекративших существование. Конечно, нынешний завод мало похож на тот, который многие помнят в период его расцвета. Но продукцию выпускает ту же. Большая часть производства вынесена в промышленную зону за город. Кое-что остается пока на старом месте, в Копли, но, по словам руководителя предприятия Вадима Мартынова, и эти участки предстоит постепенно перенести. Такова политика городских властей: вынести промышленное производство из центра и прилегающих к центру Таллинна районов. Но останется ли в неприкосновенности установленный в 1970 году монумент, на котором высечены имена погибших в годы Великой Отечественной войны работников завода Punane Krull ("Красный Крулль"), как в 1940 году стало называться предприятие? Вот что тревожит ветеранов ТМЗ. Ведь этот памятник — тоже часть истории предприятия. "Дело в том, что на плане будущей застройки памятник не отмечен, — пояснил Игорь Сенюшкин. — Формально его действительно как бы не существует, поскольку сооружение нигде не зарегистрировано. Понятно, что в те годы, когда монумент возвели, никому и в голову не могло прийти заниматься такими формальностями, ведь все думали, что советская власть и машиностроительный завод имени Лауристина, как он тогда назывался, будут существовать здесь вечно". На состоявшейся встрече был организован сбор подписей за то, чтобы памятник был сохранен, а работники завода, в свою очередь, готовы взять на себя уход за монументом и окрестной территорией. Подписные листы будут направлены должностным лицам, от которых зависит решение этого вопроса. Основные вехи из истории Таллиннского машиностроительного завода: 1865 Франц Крулль основал медницкую мастерскую в Нарве. 1875 Франц Крулль перенес производство в Таллинн. 1899 АО "Франц Крулль" получило право на строительство завода в Копли. 1909 АО "Франц Крулль" получило две золотые медали на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге за холодильные установки. Предприятие выпускает и другую разнообразную продукцию. 1930 Освоен выпуск узкоколейных паровозов. 1940 АО "Франц Крулль" национализировано советской властью и получило новое название — завод "Красный Крулль" (Punane Krull). Выпускает оборудование для сланцевой, торфяной, пищевой промышленности, сельского хозяйства. 1948 Завод перешел в подчинение Главнефтехиммаша Министерства нефтяной промышленности и получил новое название: Tallinna masinatehas (TMT) — Таллиннский машиностроительный завод. 1963 Завод определен как головное предприятие Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР по отработке конструкций, технологий и изготовлению аппаратов воздушного охлаждения. 1993 Предприятие приватизировано. 2000 Смена собственника. 2001 Система управления качеством TMT подтверждена выданным Bureau Veritas Quality International сертификатом качества ISO 9001:2000. 2002 Открыто представительство ТМТ в России. 2004 Создано отдельное литейное производство. 2005 Смена собственника. 2012 Завод вошел в состав холдинга ТМТ.

Таллиннский машиностроительный завод отметил свою 152-ю годовщину
© Sputnik Эстония