Глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что в теневом секторе российской экономики работают около 14,4 миллиона жителей страны, которые не платят налоги, но пользуются социальной инфраструктурой. Об этом Голикова рассказала газете
Она пояснила, что такое число получилось в ходе разделения неработающего населения на категории - пенсионеры, дети и так далее. Оставшиеся 14,4 миллиона человек образовали «неопределенную» категорию, которая не поддается точной классификации. По словам Голиковой, никто не знает, что с этими людьми делать. Как отмечают «Известия», эта категория россиян «создает для государства ряд проблем»: она ухудшает баланс Пенсионного фонда, заставляет государство нести социальные расходы на этих граждан (выплачивать им минимальную пенсию) и обеспечивать им обслуживание в поликлиниках. При этом, по оценкам Росстата, скрытая оплата труда и смешанные доходы составляют в России около 10 триллионов рублей в год.
Одним из путей решения проблемы могло бы стать введение «налога на тунеядство». В сентябре вице-премьер Ольга Голодец рассказала о разработке Минтрудом законопроекта, который обяжет неработающих граждан платить за медицинскую помощь и другие социальные услуги. Как отметила Голодец, «у нас в государстве принято, что человек может по своему желанию работать и не работать», но при этом неработающие граждане не платят страховые взносы, в том числе – в систему обязательного медицинского страхования. Министр труда Максим Топилин предложил взимать с неработающих россиян 20 тысяч рублей в год за медстраховку. Однако осведомленный федеральный чиновник сообщил «Известиям», что «налог на тунеядство» обсуждали в правительстве во второй половине прошлого года, но в итоге приняли решение от него отказаться.