Мусорный компромисс
Условия конкурсов на мусоросжигательные ТЭС смягчили, но не сильно Правительство определилось с параметрами проведения конкурсов на строительство пяти мусоросжигательных ТЭС в Подмосковье и Татарстане. Изначальные требования — минимальная заявка в 300 МВт и инвестиции в 120 млрд руб.— не устраивали участников рынка и создавали, по их мнению, условия для победы близкого к «Ростеху» фонда «РТ-Инвест». В итоге правительство решило разбить конкурс по региональному принципу и уменьшить объем минимальной заявки, но ввело требование, чтобы инвестор выбрал не менее 90% от объема предложения по каждому региону. Источники “Ъ” считают, что такие условия ближе к концепции единого лота и не создают реальной конкуренции. В понедельник правительство опубликовало постановление от 28 февраля о господдержке строительства четырех мусоросжигательных ТЭС в Подмосковье (по 70 МВт) и одной в Татарстане (55 МВт), в котором прописаны основные условия отбора инвесторов. Согласно документу, объемы в Татарстане и Московском регионе (Подмосковье вместе с Москвой) будут выставляться на конкурс по отдельности, предельный объем составляет соответственно 55 МВт и 280 МВт. При этом в документ попало предложение Минэнерго включить условие по минимальному объему заявки на участие в 5 МВт, таким образом, один участник может подать несколько заявок такого объема. Но при этом даже в случае нескольких небольших по объему заявок инвестор должен гарантировать строительство почти всей выставленной на конкурс мощности: если общий объем заявки участника составит менее 90% от максимального, заявка отклоняется. «Минимальный объем мощности, который может быть отобран в каждом из субъектов РФ, равен 90% объема мощности, указанного в отношении такого субъекта РФ»,— говорится в документе. Сроки проведения отбора инвесторов сдвинутся практически на два месяца: сбор заявок начнется не ранее 1 июня, заявки планируется получить не позднее 15 июня. Как считают источники “Ъ”, разбивка строительства мусорных ТЭС по регионам «теоретически дает возможность конкурировать за Татарстан, но не за Московскую область». Но даже с учетом этого «компромиссом этот конкурс можно назвать с трудом», считает собеседник “Ъ” на энергорынке. «Фактически это тот самый “единый лот”, о котором говорилось ранее»,— отмечает он. Изначально инвестором проекта без конкурса планировалось назначить близкий «Ростеху» фонд «РТ-Инвест», но регуляторы настояли на конкурсном отборе (см. “Ъ” от 2 декабря 2016 года). Министерства долго обсуждали условия отбора: исходно предполагалось объединить все ТЭС в единый лот с заявкой от 300 МВт и инвестициями около 120 млрд руб., что создавало преференции для «РТ-Инвест», отсекая более мелких инвесторов. Минэкономики предлагало конкурс по отдельным ТЭС, эту позицию по объему заявки поддерживали ФАС и Минэнерго, утверждали источники “Ъ” (см. “Ъ” от 20 февраля). В постановлении установлены предельная величина удельных капзатрат на 1 кВт мощности в 380 тыс. руб. и стоимость выработки электроэнергии на уровне 1,336 тыс. руб. за МВт*ч для 2020 года. Величина эксплуатационных затрат для этого же периода составит 741 тыс. руб. за МВт в месяц. Как ранее писал “Ъ”, стоимость одной ТЭС в Москве может составить 30,2 млрд руб., в Татарстане — 21 млрд руб. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, с учетом этих параметров строительство ТЭС поднимет текущие тарифы для потребителей Московской области (с учетом Москвы) и Татарстана на 4%. В «Сообществе потребителей энергии» заметили, что условия проведения конкурса «заставляют сомневаться в искренности регуляторов, рассуждающих о необходимости развития конкуренции и роста экономики». О претензиях экологов к этим проектам см. также “Ъ” от 7 марта. В России возврат инвестиций в зеленую (возобновляемую) генерацию, к которой теперь причисляют и мусоросжигающие ТЭС, осуществляется через договоры на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат средств за счет повышенных платежей потребителей). Проекты отбираются раз в год, но в последнее время интерес инвесторов заметно угас. Из-за этого правительство решило, что мусорные ТЭС будут замещать объем неотобранных ранее проектов генерации, работающей на основе солнечной, ветровой энергии, и малых ГЭС. Как ранее писал “Ъ”, против этой меры в отношении ветрогенерации выступала «Энел Россия» (см. “Ъ” от 16 февраля), эту позицию поддерживали еще несколько участников рынка. В постановлении мнения генкомпаний учли: выставляемые на отбор объемы ветрогенерации будут сокращаться меньшими темпами, чем планировалось (с 2021 по 2023 годы планировалось сокращать по 60 МВт ежегодно до 3,351 ГВт, в итоге все сокращение по ветру придется только на 2024 год — с 336,8 МВт до 150,2 МВт). Объемы конкурсов по солнечной и малой гидрогенерации остались в прежних параметрах — 1,759 ГВт и 425,4 МВт к 2024 году соответственно. Татьяна Дятел Почему Генпрокуратура недовольна качеством работы региональных органов экологического контроля У Генпрокуратуры в январе накопились претензии к соблюдению федерального законодательства по экологическому контролю. Прокуроры остались недовольны уровнем регулирования регионами сферы обращения с отходами: только за 2015 год, а также первое полугодие 2016 года, говорилось в документе ведомства, обобщающем прокурорскую практику, выявлено более 166 тыс. нарушений. Читайте подробнее Какие экологические предложения представил ОНФ ОНФ 30 января презентовало свой новый проект по ликвидации незаконных свалок «Генеральная уборка». Осенью на «Форуме действий» ОНФ намерено передать президенту Владимиру Путину общественные предложения в этой сфере. А пока не определен новый кремлевский куратор движения, который заменит главу управления общественных проектов президента Павла Зеньковича, актив ОНФ выполняет задание повысить узнаваемость движения и сформировать проектный офис. Читайте подробнее