Риски не дифференцируются
Требования для систем управления ими будут едиными ЦБ отказался от идеи дифференциации требований к риск-менеджменту профучастников в зависимости от размера их бизнеса. По информации "Ъ", это связано с решением регулятора "не перегружать" поднадзорных новыми для них нормами. Впрочем, в дальнейшем ЦБ может вернуться к идее категорирования участников рынка и дифференциации некоторых требований к их системам риска. Требования к системам управления рисками (СУР) профучастников будут едиными для всего рынка, заявил вчера начальник отдела методологии пруденциального надзора управления анализа и методологии дистанционного надзора Банка России Кирилл Попов на круглом столе "Риск-менеджмент в финансовых институтах". По информации источников "Ъ", знакомых с ситуацией, такое решение было принято из-за того, что сами по себе требования к наличию СУР являются для профучастников новацией и перегружать их излишней детализацией было бы неэффективно. "Сначала будут изучать, как вырабатывается практика",-- пояснил собеседник "Ъ". Около года назад Банк России начал консультации по этому вопросу с участниками рынка. Первоначальная концепция предполагала условное разделение профучастников на категории -- в соответствии с их значимостью для отрасли, характером и масштабом операций на рынке. По информации "Ъ", новый подход предполагает, что едиными для всех останутся требования к наличию должностного лица или органа, ответственного за управление рисками. При этом все профучастники будут обязаны иметь методики оценки риска, мониторинга и контроля, которые входят в политику управления рисками компании. Кроме того, все участники рынка должны будут проводить самооценку и внутреннее анкетирование для выявления рисков. Вести реестры рисков компании на данном этапе в обязательном порядке не предполагается, однако от них потребуют фиксации значимых рисков. Стресс-тесты должны будут проводить только те профучастники, которые используют в торговле клиентские средства, а также совершают операции с производными финансовыми инструментами. Нормативный акт, закрепляющий новые нормы, будет опубликован в марте 2017 года. Предполагается, что профучастники должны будут привести свои системы риск-менеджмента в соответствие с этим документом к 2018 году. "Требования к организации риск-менеджмента должны быть дифференцированы в зависимости от масштаба бизнеса и круга операций, а вот сами нормативы действительно могут не дифференцироваться",-- считает глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, 20 апреля заканчивается срок, в который все члены НАУФОР должны привести свою деятельность по управление рисками в соответствие со стандартами саморегулируемой организации. Однако стандарты эти разрабатывались СРО в соответствии с текущей, уже работающей нормативной базой. По словам руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти "Альфа-Капитала" Николая Швайковского, подход, в соответствии с которым написан новый нормативный документ, представляется разумным. "У мелких игроков значительных рисков может быть больше, чем у крупных. Неправильно упрощать требования к СУР только потому, что компании не могут нести расходы на должное управление рисками. Стоимость "входного билета" на рынок повышается, но это нормально, это делает рынок чище",-- говорит он. Впрочем, регулятор еще может вернуться к первоначальной идее. По словам господина Попова, в дальнейшем могут появиться требования, которые будут зависеть именно от размера компании. Однако данный вопрос пока не прорабатывался, сообщили в ЦБ. "Подходы к введению требований будут вырабатываться в соответствии с практикой работы профессиональных участников и практикой внедрения и оценки работоспособности систем управления рисками",-- пояснили в пресс-службе регулятора. Мария Сарычева