Потребители возвращаются к покупкам
и меньше ищут дешевые товары GfK зафиксировала снижение в прошлом году доли тех, кто принимает решение о покупке, ориентируясь в первую очередь на цену, и ищет самые дешевые товары. Это свидетельствует о возврате потребителей к докризисным привычкам, но ритейлеры начали замечать улучшение только в начале этого года. Россияне начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки, утверждается в обнародованном вчера исследовании GfK "Российский потребитель 2017: время надежд". В компании подсчитали, что в 2016 году на 2 процентных пункта (п. п.), до 48%, снизилась доля тех, для кого цена является главной при выборе товара. На 4 п. п., до 50%, сократилась доля покупателей, посещающих несколько магазинов в поисках более дешевого предложения, при этом на 3 п. п., до 31%, выросла доля потребителей, для которых атмосфера магазина важнее системы скидок. Всего на 2 п. п., до 22%, увеличилась доля россиян, которые покупают продукты, только появившиеся на рынке. Больше потребителей стало готово платить за качество: доля тех, кто согласен, что биопродукты должны стоить дороже, выросла на 5 п. п., до 26%. "Есть небольшие подвижки, свидетельствующие о возврате к докризисным привычкам, что может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в 2017 году",-- поясняют в GfK. При этом в компании подчеркивают: в 2016 году значительных изменений в потребительском поведении россиян не произошло, привычка экономить прочно укоренилась. Например, потребление продуктов в прошлом году сократилось на 1,7% в натуральном выражении, покупки бытовой химии снизились на 1%. Покупатели оставались очень чувствительными к ценам и ориентировались на промоакции на фоне дефицита доходов: динамика реальных располагаемых доходов домохозяйств оставалась отрицательной, в результате чего темпы роста продаж продовольственных товаров остались практически без изменений, соглашается представитель "Ленты" Анна Мелешина. По ее словам, эта тенденция была особенно заметна во второй половине 2016 года. Другой крупный ритейлер сообщил, что также не фиксирует какого-либо перелома в поведении потребителей и отказа от товаров первой цены (то есть самых дешевых в своей категории). "Весь прошлый год тренд на рынке был негативный, и предпосылок для изменения ситуации пока нет",-- говорит собеседник "Ъ". При этом, отмечает представитель "Дикси" Антон Пантелеев, сам факт скидки для покупателей постепенно девальвируется. Для потребителя важна финальная цена, а не процент указанной скидки, поясняет он. В ситуации, когда у конкурирующих ритейлеров цены на сопоставимые продукты практически идентичные, атмосфера и впечатления от покупки могут становиться одними из ключевых причин выбора магазина. "С этим связан и запуск новых программ лояльности, игровых и настроенческих промо и т. д.",-- говорит господин Пантелеев. В этом году в "Перекрестке" уже наблюдают некоторые признаки улучшения потребительских настроений, рассказывает директор по маркетингу сети Дмитрий Медведев. "Это подтверждается ростом среднего числа покупок, трафика и среднего чека",-- отмечает он. Но, несмотря на это, ритейлер пока не готов однозначно говорить о переломе тренда. В целом текущее положение дел россияне воспринимают как "новую норму", резюмируют аналитики GfK. В компании ожидают, что в этом году продолжится падение реальных доходов населения -- на 3,6%. В 2016 году оно составило 5,1% по сравнению с 2015 годом и 13,5% -- по сравнению с докризисным 2013 годом. Ранее "Ъ" сообщал, что в четвертом квартале прошлого года индекс потребительского доверия Nielsen вновь вернулся к минимальному за 12 лет наблюдений уровню -- 63 пункта. Аналогичный показатель компания фиксировала в первом квартале 2016 года, во втором и третьем кварталах индекс немного увеличился -- до 66 и 67 пунктов соответственно. Впрочем, Росстат более оптимистичен в своих оценках: его индекс потребительской уверенности рос весь прошлый год и за последние три месяца прошлого года поднялся еще на 1 п. п., до минус 18%. Анастасия Дуленкова