Эксперт рассказал, на каких заправках россиян ждет некачественное топливо
По данным Росстандарта, некачественным топливом в прошлом году торговали на каждой восьмой заправке в России. Эксперты рассказали ФБА «Экономика сегодня», где риски встретить «паленое» топливо значительно увеличиваются. Некачественным топливом в прошлом году торговали на каждой восьмой заправке в России Проблема некачественного топлива Как объясняет нам научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев, суррогатами сегодня считается порядка 10% топлива на рынке. «В проверках качества наиболее заинтересованы крупные нефтяные компании, и их подход отчасти оправдан - на АЗС действительно встречается некачественное топливо. Но с другой стороны текущие проверки могут быть связаны с конкурентной борьбой, направленной на выдавливание независимых продавцов с рынка. Если мы посмотрим на общий тренд, то увидим последовательное сокращение независимой розницы. Маржа в последнее время резко сократилась, что обусловлено налоговым маневром и общими экономическими соображениями, поэтому доля независимой розницы на рынке уменьшается. Сейчас она составляет примерно 50 на 50, но в большей степени превалируют крупные компании, поэтому они могут диктовать свои цены», - обозначает проблему наш собеседник. Кто и как разбавляет топливо В Росстандарте в свою очередь подчеркивают, что уровень нарушений на автозаправочных станциях стал самым низким за последние пять лет. Особенно выигрышно он смотрится на фоне 2015 года, когда практически половина топлива на заправках (42,5%) после проверок оказалось некачественным. Некачественное топливо зачастую производят на мини-НПЗ «Чаще всего злоупотребления происходят с дизельным топливом. Ранее вместо дизеля, как правило, использовалось судовое и печное топливо. По своим характеристикам оно похоже на дизельное. Его разбавляли, и оно становилось на порядок дешевле, в оптовом сегменте тонна такого топлива позволяла сэкономить от двух до пяти тысяч рублей. Чтобы сдержать фальсификат, ввели акциз на печное топливо. Но производители нашли лазейки – теперь они производят топливо близкое по свойствам к дизельному, но в то же время которое немного не дотягивает до основных параметров технического регламентам. Подделками занимаются мини-НПЗ, у которых из-за налогового маневра серьезно сократилась рентабельность. Незаконное смешивание в основном происходит на нефтебазах. Если смотреть по АЗС, то крупные нефтяные компании, обладающие сетевыми рынками, вряд ли будут подвергать сомнению свою репутацию. Риски встретить некачественное топливо увеличиваются на обезличенных АЗС, которые пытаются таким способом для увеличивать маржу. В таком топливе содержится больше серы - обычный бензин разбавляют более дешевым сернистым бензином и такую смесь уже продают. В летний дизель могут добавлять керосин, и получается уже топливо со свойствами зимнего дизеля. ГОСТовский дизель получается дороже», - объясняет принцип создания контрафакта эксперт. Цены на бензин продолжат свой рост в 2017 году Цены на бензин в 2017 году Гордеев советует всегда обращать внимание, какая информация указана на колонках. Там должна быть обязательно сказано о производителе - кто поставщик, оператор, юридический адрес и информация о бензине и добавках. Ряд экспертов предполагает, что проблему некачественного топлива поможет решить введение дополнительных штрафов за продажу контрафакта, а также более тщательная проверка нефтебаз. «Скорее всего, законодательство в ближайшее время трогать не будут, но увеличение количества проверок возможно. Хотя усиление общественного контроля не способствует снижению подделок. Так как экономическая ситуация не улучшается, а цены на бензин продолжат свой рост в текущем году, то недобросовестные игроки будут стремиться увеличить свою маржу за счет некачественного топлива и, скорее всего, количество прецедентов в этом году возрастет», - резюмирует наш собеседник.