На этом фоне не все пермяки заметили приезд федеральных антимонопольщиков, которые проверяли обоснованность формирования тарифов на тепло и электричество. А ведь этого многие ждали давно, поскольку данный вопрос касается каждого из нас. Штрафы оплатили потребители Члены ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» с гордостью написали на своём сайте, что именно они добились комплексной проверки деятельности Региональной службы по тарифам (РСТ). И это чистая правда. По сути, ассоциация, объединившая жителей около ста многоквартирных домов в Перми, начала всерьёз заниматься тепловыми тарифами в 2012 г. Тогда краевая Контрольно-счётная палата (КСП) опубликовала итоги аудита, проведённого по поручению депутатов Законодательного собрания. КСП пришла к выводу, что тарифы на отопление и горячую воду, которые действуют в Прикамье, необоснованно завышены. Причин назвали несколько. Во-первых, Региональная энергетическая комиссия (РЭК) не проверяла расходы, которые Пермская сетевая компания (ПСК) закладывала в тариф. Во-вторых, при расчётах между головным поставщиком тепла (ТГК-9) и дочерней организацией (ПСК) использовали не тарифы производства тепловой энергии, а стоимость тепла для населения. Кроме того, оказалось, что в эту стоимость заложили не только расходы на производство тепла, но и штрафы, предъявляемые энергетикам. Например, в 2009 г. Пермское УФАС оштрафовало ТГК-9 и ПСК на 50 млн руб. за монопольный сговор. Тепловики, недолго думая, заложили этот «расход» в тариф. В результате жители Перми из собственного кармана оплатили нарушение своих же прав! После проверки КСП жители города надеялись на то, что тарифы на тепло сформируют более справедливо. Но власти региона сделали вид, что ничего не произошло. Тогда ассоциация ТСЖ и 11 отдельных товариществ обратились в суд, чтобы оспорить стоимость тепла на 2012 г., а также на 2009-2011 гг. В ходе судебного заседания выяснилось, что из года в год производители тепла закладывали в тариф проценты по кредитам, хотя договоры на заключение кредитов они так и не смогли представить суду. К слову сказать, тогда общественники суд выиграли. Тарифы на вторую половину 2012 г. признали необоснованными. Но вернуть переплату большинству пермяков не удалось. Не предусмотрен в законе такой механизм. Зато это оказалось выгодно тем, кто не спешил перечислять платежи, а придержал их до вынесения судом решения. А теперь мы удивляемся росту неплатежей за коммуналку. УК и ТСЖ нередко раздумывают, стоит ли перечислять деньги сейчас или лучше подождать до лучших времён. Дела былые А что же РЭК, призванная следить за правильностью формирования тарифов? Оказалось, что комиссия не только не проверяла обоснованность затрат, но и сама увеличила размер расходов ПСК, включённых в тариф. В декабре 2014 г. против Рината Синкина, руководителя Региональной службы по тарифам (так к тому времени стала называться РЭК), возбудили уголовное дело, а его уволили с должности. В ходе следствия выяснили, что, работая на государственной должности, чиновник занимался незаконным предпринимательством, а экспертизу тарифов проводил через компании, ему же и аффилированные. Два года тянулось следствие по делу Синкина. За это время правоохранители доказали, что экс-руководитель РСТ незаконно обогатился как минимум на 5 млн руб. Поначалу Синкин категорически отрицал свою вину, но потом согласился с обвинениями и начал сотрудничать со следствием. Уголовное дело почему-то закрыли, ограничившись штрафом обвиняемому в 130 тыс. руб. Получается, что присвоил миллионы, а заплатил чуть больше сотни тысяч. Похоже, без высоких покровителей здесь не обошлось. Комиссия ФАС России среди прочих задач намерена выяснить, правомерно ли были переданы активы муниципалитетов сетевым компаниям. И здесь антимонопольщики тоже смогут узнать много интересного. В 2003 г. администрация Перми дала согласие на передачу имущества компании «Пермгоркоммунтепло», имевшей к тому времени долги перед городом, в уставный капитал ЗАО «ПСК». Но Арбитражный суд признал эту сделку незаконной. В таком случае «Пермгоркоммунтепло» должно было бы вернуть ПСК его акции. Но стоимость их за время судебных процессов вдруг резко возросла – с 50 до 314 млн руб. Коммунальщики не смогли выплатить такую сумму. Поэтому вернуть сети городу не получилось. Девять пермских ТСЖ посчитали такую сделку неправомочной. Выбытие из муниципальной собственности имущества, непосредственно связанного с организацией теплоснабжения населения, нарушает права и законные интересы жителей. И обратились в Арбитражный суд с иском о признании торгов по продаже имущества МУП недействительными. Судебный процесс продолжался несколько месяцев. В конце концов суд отказал истцам, посчитав, что пермские ТСЖ не являются в этом деле заинтересованными лицами. Тогда товарищества пошли другим путём: попытались оспорить факт включения муниципальной собственности в банкротную массу. Но администрация города сообщила суду, что не имеет претензий к ПСК. Позже выяснилось, что деньги за продажу сетей так и не поступили в бюджет города. Правда, суды эту историю не рассматривают из-за истекших сроков давности. За чей счёт обновления? Также федеральные антимонопольщики планируют ознакомиться и с инвестиционными планами поставщиков тепла. ПСК в последние два года провела реконструкцию Закамского теплового узла, вложив в неё свои средства. Но тариф на тепло в этом микрорайоне города вырос, по свидетельству некоторых жителей, аж на 56%. В руководстве города решили компенсировать разницу в тарифе из бюджета. Однако Илья Шулькин, депутат краевого Заксобрания, посчитал, что гордума не имела права этого делать. Впрочем, не будем спешить с выводами. Комиссия ФАС России увезла в Москву десятки коробок и электронных носителей с информацией по формированию тарифов. Правда, антимонопольщики заметили, что РСТ дела до 2011 г. предоставить не смогла. Их чиновники давно уничтожили. Проанализируем затраты Дмитрий Махонин, начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России: «Тарифное регулирование не только в Пермском крае, но и во всей стране является проблемой номер один. Поскольку расходы за тепло и электроэнергию составляют львиную долю в платёжках жителей и вызывают самое большое количество жалоб у населения. Антимонопольная служба никогда раньше этим не занималась. Это была прерогатива Федеральной службы по тарифам. После того как ФАС дали эти полномочия, мы инициировали проверки в сфере тарифных решений. Прошлым летом к нам обратились представители общественности Перми с просьбой проверить правильность тепловых тарифов. Но нам необходимо было согласовать эти действия с краевой прокуратурой. Поэтому проверку мы начали в феврале. Она будет проходить до начала марта. Будем анализировать решения РСТ по теплу не только в Перми, но и в Березниках, Чайковском, в других городах края. Нас интересует сфера экономики: обоснованны ли те или иные затраты, включённые в тело тарифа? Будем сравнивать их с данными других компаний. Например, какая-нибудь фирма заявляет стоимость 1 км трубы в 100 руб., а на рынке такой отрезок стоит реально 50. Это будет основанием признать затраты незаконно включёнными в тело тарифа. Также мы будем проверять исполнение инвестиционных программ, законность передачи тех или иных активов той или иной сетевой компании. А именно – были ли проведены торги и насколько честно? Кроме того, нас интересует сфера электроэнергетики. А именно те тарифы, которые выше, чем в других регионах. По результатам проверки создадим комиссию, которая даст предписания регулятору тарифов, то есть РСТ. Помимо того, Федеральной службе по тарифам дано право самой изменять тариф». Тариф обеспечил стабильность Михаил Топильский, пресс-секретарь Пермской сетевой компании (ПСК): «К проверкам ФАС наша компания относится, как к обычному рабочему процессу. Тарифную заявку мы подавали с учётом экономически обоснованных затрат, складывающихся из расходов на эксплуатацию, ремонты и модернизацию теплосетевого комплекса. Если говорить сухим языком цифр, то платежи населения мы направили на подготовку более 1,5 тыс. км сетей к зиме, перекладку и капремонты сотен метров трубопроводов, строительство новых объектов, таких как энергоэффективная насосная станция – ПН-23 в Ленинском районе. Это касается не только объектов ПСК, но и имущества городских котельных, находящихся у энергетиков в аренде. Если говорить бытовым языком, то суммы, заложенные в тариф, обеспечили стабильное теплоснабжение тысяч домов Перми, принесли тепло и уют в квартиры горожан. Да, есть отдельные вопросы к качеству ресурсов, но их решают в индивидуальном порядке. И год от года таких проблем становится всё меньше. Предположения же общественников, что в тарифы могли включить необоснованные затраты, например, долги неплательщиков, пусть останутся их предположениями и фантазиями». Приходится работать за чиновников Виталий Степанов, юрист Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт»: «В условиях монополии деятельность частных компаний, оказывающих коммунальные услуги населению, может быть эффективна только при эффективной работе госорганов. В задачу последних входит контроль за тарифами, ремонтом коммунальных систем, а также качеством оказываемых услуг. Если же контроль государства по той или иной причине (коррупция, некомпетентность, сомнительные изменения законодательства и др.) исчезает, то монополист получает различные возможности лихо залезать потребителю в карман, предоставляя некачественную коммунальную услугу. К сожалению, именно это произошло и в Перми. Поэтому я и мои коллеги-юристы, общественники, экономисты, председатели ТСЖ/ЖСК и просто неравнодушные граждане уже несколько лет находимся в состоянии постоянной борьбы всеми доступными нам в рамках закона методами с коммунальными компаниями, в той или иной степени имеющими отношение к известному олигарху Вексельбергу. Фактически приходится делать работу чиновников. Но в ситуации, когда даже бывший губернатор открыто лоббировал интересы коммунальных монополистов, это единственный, хотя долгий и тернистый путь к восстановлению прав потребителей. Показательно, что в сентябре 2016 г. в Республике Коми арестовали по подозрению в даче взятки за установление тарифов Вайнзихера и Ольховика, топ-менеджеров компании ПАО «Т Плюс». А недавно обвинение в даче взятки сотрудники ФСБ выдвинули Александру Фёдорову, директору Саратовского филиала «ЭнергосбыТ Плюс». К сожалению, пока в Пермском крае правоохранительные органы не дали своей оценки заявлению Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» о преступной деятельности сотрудников коммунальных компаний и связанных с ними чиновников». Цифры потрясают Владимир Аликин, доктор технических наук, профессор: «Как бывший депутат Пермской гордумы считаю, что у нас в городе творится просто беспредел с тарифами на тепло. Обычный гражданин берёт в руки коммунальную платёжку, и у него от тех цифр, которые он там видит, волосы встают дыбом. Ведь 40-50% потерь на оголённых трубах мы оплачиваем из собственного кармана. Если сравнить с другими регионами, то нигде такого нет. Особенно потрясают цифры платежей в Закамске. Они в два-три раза выше, чем в других районах города. Да, тепловики провели реконструкцию Закамского теплового узла. Они везде трубили об этом инвестиционном проекте. Но о каких инвестициях может идти речь, если затраты компенсирует городской бюджет? Если говорить о правомочности передачи теплового оборудования сетевой компании, то это вообще тёмная история. Городские активы необходимо было передавать частной компании на торгах. Но их не проводили. У города отняли стратегически важное имущество, которое потом перешло в руки монополистов. Помню, в двухтысячных годах оперный театр накопил долг по теплу. Заплатить его ему было нечем, ведь это бюджетная организация. Тогда тепловики поставили на вводе в театр шайбу, и в здании всю зиму держалась температура чуть выше нуля. Это хорошо, что в Пермь приехала комиссия УФАС. Замечательно, что приезд антимонопольщиков совпал с назначением нового губернатора. Он должен знать о тех безобразиях, которые происходят в нашем городе».