Госорганы защитили от поддельных почтовых марок
Антимонопольная служба разрешила госзакупки почтовых марок у единственного поставщика — ФГУП «Почта России». В прошлом региональные управления ФАС судились с госорганизациями, которые поступали таким образом, и требовали провести конкурс. В таком конкурсе «Почта» не имела права продавать марки дешевле номинала, а у частных компаний такая возможность была. Как сообщили в пресс-службе ФАС, официальное письмо о границах монополии стало ответом на запрос самой «Почты». — Представитель иркутского филиала «Почты» просил антимонопольный орган разъяснить, могут ли госзаказчики закупать знаки почтовой оплаты (марки) у «Почты России» как у единственного поставщика, — пояснили в пресс-службе. ФАС пришла к выводу, что продажа марок — неотъемлемая часть услуг общедоступной почтовой связи. Поэтому можно покупать их у «Почты» как у единственного поставщика без конкурса. В прошлом суды и антимонополисты принимали противоположные решения. В 2015 году Арбитражный суд Иркутска постановил, что госведомства должны покупать марки на аукционах. Вышестоящая инстанция подтвердила это решение. Судьи признали, что «Почта» не может снижать цену на этом аукционе, но «отсутствует запрет реализации почтовых марок иными лицами, в том числе и по цене ниже их номинальной стоимости». На сайте пермского управления ФАС в день написания статьи висело разъяснение: «Почта России» не является монополистом в области продажи почтовых марок. Знаки почтовой оплаты в России продаются свободно. Как пояснили в пресс-службе «Почты», на рынок они поступают из двух источников — это сама «Почта» и обслуживающее коллекционеров-филателистов АО «Марка» (в прошлом — ФГУП, подведомственное Россвязи). Обе эти структуры торгуют марками по номинальной стоимости. Тем не менее некоторые фирмы предлагают марки дешевле номинала. Для этого есть легальные возможности. Например, можно купить марку и самостоятельно склеить конверт — это будет дешевле, чем покупать отпечатанные Гознаком маркированные конверты. Немалая доля демпинга объясняется подделками. — В торгах могут принимать участие производители фальсификата, предлагая марки по цене ниже номинала, — рассказали в пресс-службе «Почты». — И они побеждают за счет низких цен. В прошлом году заместитель гендиректора «Почты» Инесса Галактионова заявляла, что ее организация из-за поддельных марок потеряла 10 млрд рублей за пять лет. Бороться с этим явлением трудно: с 1997 года в России нет уголовной ответственности за подделку знаков почтовой оплаты. До этого виновным грозило до двух лет лишения свободы. Теперь это административное правонарушение с наказанием в виде штрафа — для граждан до 2000 рублей, для организаций — до 40 000 рублей. В том же 2016 году Минкомсвязи и «Почта» предложили вернуть уголовную ответственность за подделку марок. Но пока соответствующий законопроект не вносился в Думу. Для разрешения этой ситуации необходимо усилить ответственность за подделку знаков почтовой оплаты и запретить продажу марок ниже номинала, объяснили «Известиям» в пресс-службе «Почты». — Если товары, работы, услуги производятся или предоставляются субъектом естественной монополии, то их закупка должна производиться непосредственно у субъекта естественной монополии как у единственного поставщика. Этот порядок установлен законом о контрактной системе, — отметил старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк. По его словам, этот механизм должен защитить бюджет от завышенных цен у перекупщиков. — Речь не идет о продаже «Почтой» марок как товара — они служат доказательством того, что услуги по пересылке письма оплачены. Перепродажа марок не меняет их изначального предназначения, — уточнил адвокат Олег Сухов. Ежегодно «Почта России» реализует около 1,4 млрд марок и 170 млн маркированных конвертов.