Войти в почту

Плуготаренко: Google все сильнее принуждают исполнять нормы местного законодательства

«Совершенно очевидно, что мы наблюдаем уже не первый год различные процессы, которые можно назвать единым термином: попытки фрагментации трансграничного по своей сути интернет-пространства и интернет-сервисов», - заявил газете ВЗГЛЯД директор РАЭК Сергей Плуготаренко, комментируя намерение австралийского сената обязать Google и Facebook осуществлять взносы за использование контента. Cенат Австралии в скором времени может рассмотреть законопроект, обязывающий компании Google и Facebook осуществлять взносы за использование контента (текста и видео) австралийских новостных компаний, интернет-изданий и телевизионных компаний, сообщил портал Australian. Данную инициативу продвигает сенатор от штата Южная Австралия Ник Ксенофонт, который утверждает, что предложенная им мера станет защитой для традиционных медиа, на использовании контента которых Facebook и Google сделали миллиарды долларов. В своей инициативе Ксенофонт также ссылается на европейский опыт. «Эти процессы запустились сразу в ряде стран, которые начали проявлять недовольство лидирующими позициями известных транснациональных интернет-игроков и искать законодательные (в первую очередь) заслоны на пути их укрепления и продолжающейся экспансии», - поясняет директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Александр Плуготаренко. Собеседник отметил: «очень жаль коллег-интернетчиков и представителей профильных органов госвласти из других стран, где нет, никогда не было или были закрыты в результате глобализации – местные интернет-сервисы и интернет-проекты, которые могли создавать конкуренцию международным, американским сервисам», добавил он. Как подчеркнул Плуготаренко, что в России с самого начала была и остается другая ситуация, благодаря уникальности Рунета и сильному присутствию локальных игроков, удерживающих первенство по многим позициям: поиск, социальные медиа, картография, электронная коммерция, мессенджеры и так далее. Таким образом, «этот австралийский случай, как и случаи других стран, в том числе Евросоюза, является одним из примеров госинициатив по принуждению транснациональных интернет-игроков к исполнению норм локального законодательства и одновременно желанием пересмотреть правила игры в самой чувствительной области их работы – в экономической сфере, в сфере налогообложения», - подчеркнул Плуготаренко. Будет ли успешной эта конкретная инициатива, будут ли международные интернет-игроки принуждены к выполнению местных норм, а также насколько чувствительными для них будут эти нормы, сказать трудно, добавил эксперт. Невозможно также сказать, насколько масштабными будут эти новые процессы, какое количество стран подключится к тренду географической сегментации ИТ-законодательства и правил ведения бизнеса. Однако, «гораздо интереснее в этом ключе будущий опыт России, точнее ряда стран, где доминирует русскоязычное потребление интернет-контента и интернет-сервисов. По различным оценкам такая «русскочитающая» аудитория составляет порядка 0,3 млрд. человек», - заметил собеседник. Каким будет законодательство в ИТ-области в ближайшем будущем, какая доля протекционизма будет присутствовать в нем, позволит ли это нашим российским ИТ-компаниям не только удержать лидерство на локальных рынках, но и решиться на серьезную мировую экспансию, - все это важные вопросы, ответы на которые нам предстоит еще узнать, добавил эксперт. По его словам, «как ни страшны перемены и изменение привычного миропорядка (которое мы наблюдаем теперь уже и на IT-арене), за ними очень интересно наблюдать. И роль России, кейсы ее законодательного регулирования локального рынка для международных участников – представляется максимальной, как ни странно это может казаться сейчас», - резюмировал эксперт. Напомним, ранее Министерства наследия Канады, отвечающее, в том числе, за средства массовой информации и коммуникационные сети предложило пересмотреть налоговое законодательство в пользу канадских новостных интернет-изданий. Кроме того, страна намерена ввести 10-процентый подоходный налог с рекламы, размещенной на иностранных электронных СМИ и новостных агрегаторах, таких как Google. Канадские представители американских компаний Google и Facebook уже выступили против этих инициатив. Между тем, в России к Google также не раз выдвигались судебные иски за неисполнение компанией законов нашей страны. Так, 28 ноября истек срок выполнения предписания ФАС России к компании Google прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке. В сентябре 2015 года ФАС признала корпорацию Google - Google Inc. и Google Ireland Ltd. нарушившей закон о защите конкуренции (ч. 1 ст. 10).ФАС оштрафовала Google на 438,1 млн. рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке магазинов мобильных приложений в России. Американская корпорация подала иск о признании штрафа недействительным. Ранее 2 ноября ведомство уже оштрафовало корпорацию на 1 млн руб. за неисполнение предписания и заявило, что такие штрафы ФАС намерена накладывать каждые 2-3 недели. Московский Арбитражный суд встал на сторону ФАС, однако в январе этого года Google обжаловала решение. Теперь дело будет разбирать Девятый арбитражный апелляционный суд. В январе 2017 года Google, а также ряд других компаний, в том числе Apple и Netflix, зарегистрировались в Федеральной налоговой службе (ФНС), чтобы начать платить НДС на продажу виртуальных товаров в России. Директор группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин отметил тогда в комментарии газете ВЗГЛЯД, что выход Google из серой зоны – правильное решение. Закон о введении НДС на продажи электронных услуг (так называемый закон о «налоге на Google») Госдума приняла еще летом 2016 года. Один из авторов закона депутат Андрей Луговой оценивал выгоду государства от введения «налога на Google» в 10 млрд рублей в год. Претензии к Google по игнорированию законов выдвигались и в других странах. Так, в феврале суд в США обязал компанию Google передавать американским властям электронную переписку клиентов, которая хранится на серверах в других государствах, чтобы ФБР могло расследовать случаи мошенничества в США. Однако, Google решила подать апелляцию.