Дефицитное звено
Проекты ведущих мировых автопроизводителей уже не могут рассчитывать на безоговорочную поддержку со стороны государства. Минпромторг призывает власти регионов и иностранных инвесторов сместить в пользу создания новых производств по выпуску автокомпонентов. Почему проблема локализации производства комплектующих и автозапчастей приобрела такую остроту, выяснила «Лента.ру» Министр промышленности и торговли Денис Мантуров против строительства новых автозаводов, работающих в режиме промышленной сборки. Другое дело привлечение в Россию ведущих производителей автокомпоненты. Именно эта задача, в понимании главы ведомства, сегодня в приоритете. Свое видение перспектив развития отечественного автопрома Мантуров сформулировал в ответе на вопрос о целесообразности строительства завода по сборке готовых автомобилей в Петербурге одним из европейский концернов. Накануне о достигнутых договоренностях рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. «Первый раз слышу об этом. Через нас это точно не проходило. По крайней мере, на государственном уровне, на федеральном, мы это поддерживать вряд ли будем. У нас перепроизводство автомобилей. Но если это речь идет об автокомпонентах, готов поддерживать и помогать», — цитирует министра «Интерфакс». Напомним, в 2015 году бюджет направил на финансирование программы утилизации, льготные автокредиты и автолизинг, субсидирование закупок машин для органов госвласти в общей сложности 43,3 миллиарда рублей, в 2016 году – еще около 50 миллиардов. Стимулирование спроса не решило всех проблем отрасли, которой на восстановление потребуется не один год. При таком раскладе строить новые автозаводы только усугублять положение дел на рынке. По этой причине Мантуров и рекомендовал сосредоточить усилия на развитии производств по выпуску комплектующих и запчастей. Исполнительный директор Объединения российских автопроизводителей Игорь Коровкин согласен с главой Минпромторга – надо активнее развивать производство автокомпонентов на территории России. Нынешний уровень локализации неоднородный. У некоторых производителей показатель может достигать 50 процентов, как, например, у «Вольво», а у «Тойоты» всего около 20 процентов, говорит Коровкин. По его словам, шведы выполнили обязательство, локализовали в России производство двигателей и коробок передач, в то время как японский концерн, этим вопросом особо не заморачивается, поскольку объемы выпуска машин незначительные — всего около 15-20 тысяч в год – потому и собирают их из ввозимых комплектующих в режиме «отверточной сборки». Напомним, десятилетняя концепция развития отечественного автопрома, принятая правительством в апреле 2010 года до 2020 года, предусматривала существенную модернизацию автокомпонентного сектора отрасли. В документе были спланированы инвестиции на создание новых и модернизацию существующих производств в размере до 150 миллиардов рублей. Ожидалось, что международные концерны, построив в России заводы, приведут за собой ведущих производителей автокомпонентов. По условиям соглашений, инвесторы брали на себя обязательство за пять лет после заключения соглашения обеспечить на предприятиях локализацию на уровне 60 процентов. Кризис, в который российская экономика погрузилась в 2014 году, не обошел стороной автопром. Рынок новых автомобилей за два года снизился на 40–50 процентов. Как следствие — ухудшились основные показатели и у производителей автокомпонентов: на некоторых предприятиях загрузка мощностей в конце 2016 года не превышала 30-40 процентов. Эксперты считают, что, несмотря на тревожную статистику, иностранным инвесторам Россия представляет потенциальный интерес. «Инвестиции в наш автомобильный рынок, на мой взгляд, оправданы. Он начинает восстанавливаться. По прогнозам, ближайшие пять лет следует ожидать роста», — говорит директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. Меры государственного стимулирования в значительной мере поддерживают отрасль. Инвестиции в автозаводы неизбежно привлекут внимание производителей автокомпонентов, и их строительство будет сателлитно, полагает Потапов. По его словам, реализовывать эти проекты могут не только западные компании. В частности, у китайских брендов есть планы открыть заводы в Тульской области и Липецке. Сегодня доля иномарок, собранных в России, составляет 57 процентов общего количества произведенных в нашей стране легковых автомобилей, напомнил он. Эти машины пользуются у покупателей спросом наравне с ввезенными из-за границы. «Клиентский взгляд на отечественную сборку за несколько лет изменился и сейчас это становится «краеугольным камнем» при выборе автомобиля», - убежден Потапов. В тоже время запасные части для обслуживания и ремонта автомобилей по-прежнему в основном импортируются. Цены на них подвержены колебаниям курса рубля. «Но финальные цены в любом случае диктуется конкурентными и рыночными условиями», - отметил Потапов. «Мы видим определенный интерес со стороны инвесторов из Азии. Например, несколько крупнейших автомобильных концернов из Китая рассматривают возможности для инвестиций в производство в России», — подтверждает руководитель Группы по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности Deloitte Татьяна Кофанова. Повышенный интерес инвесторы проявляют к проектам в сегменте коммерческого автотранспорта, который продолжает развиваться и расти, несмотря на кризис, сообщила она. Но в целом локализация автокомпонентов – остается узким местом российской автоиндустрии. «В то время как автомобильные концерны пользуются в большинстве своем поддержкой государства в виде субсидий и сниженных таможенных тарифов, производителям автокомпонентов приходится рассчитывать в основном на собственные ресурсы», — говорит Кофанова. Отсюда и скромные результаты, достигнутые в решении этих задач. В 2016 году ситуация в части выполнения компаниями-производителями автокомпонентов уровня локализации своего производства в рамках соглашений о промышленной сборке, оставалась крайне тяжелой, напомнила Кофанова. «Только ряд компаний с трудом достигли 15-30 процентов уровня локализации производства автокомпонентов. При этом в 2017 требования по локализации увеличиваются до 45 процентов», — подчеркнула она. Все закономерно, считает Кофанова: в условиях спада на автомобильном рынке, предприятия сокращают объемы производства автокомпонентов. Перед некоторыми даже стоит вопрос о целесообразности продолжения работы в России. Трудно представить развитие отечественного автопрома не обеспеченного в достаточной степени качественными и более дешевыми, по сравнению с импортными, комплектующими и запчастями. «Согласно исследованию, которое мы провели в 2016 году, более 67 процентов автозаводов рассматривают изменение условий работы с поставщиками комплектующих. Большинство из них во главу угла ставят оптимальное соотношение цена-качество», - заявила Кофанова.