До Лефортова и Хамовников: как театры запустили в Москве ночные трамваи
Развитие индустрии развлечений, появление новых театров и всё больший интерес к ним со стороны москвичей выявил неожиданную проблему. Система общественного транспорта, представленного на тот момент трамваями, оказалась не готова к новым вызовам. Театральные представления, вечера в парках и различные концерты заканчивались после одиннадцати вечера, а некоторые и за полночь. В это время горожане были предоставлены уже сами себе и вернуться домой могли лишь пешком или на извозчике. По мере разрастания города и включения в ночную жизнь всё большего числа людей проблема эта становилась всё более насущной. В 1908 году ею озаботились городские власти. Первый блин В начале сентября 1908 года, получив соответствующий отчёт от службы движения городских электрических дорог, городская управа приняла решение о введении «театральных» вагонов. Они должны были развозить задержавшуюся в центре публику по домам: «от Театральной площади до всех конечных станций радиальных линий». Оплата проезда при этом была двойной, и лишь посетители Городского народного дома на Введенской площади могли пользоваться трамваями по обычному дневному тарифу. Летом «театральные» вагоны должны были появиться в Петровском парке, «Сокольниках», в Зоологическом саду и других подобных местах. Развозили полуночников в Марьину рощу, Преображенскую заставу, Лефортово, к Серпуховским и Калужским воротам, на Таганскую площадь и Землянку. В зависимости от количества спектаклей и представлений и от заполняемости театров число вагонов было от 25 до 45. Московский трамвайный парк к тому моменту состоял из 330 вагонов. Подводя итоги первого сезона и готовя расписание к новому, Городские железные дороги отметили, что из-за желания угодить театральной публике были ущемлены интересы остальных граждан. Манёвры дополнительных поездов, их расстановка на запасных путях, ожидание окончания посадки пассажиров, доходившее иногда до полутора часов, приводили к колоссальным задержкам. …часто пассажирам определённой линии приходилось ждать до получаса отправления вагона только потому, что пути были заняты рядом других вагонов, не заполненных пассажирами…[1] [1] ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 24. Д. 66. Л. 2об. Финансовые результаты, к слову, были вполне достойными. На не самых популярных маршрутах, к примеру, от Сокольнической заставы до Лубянской площади и в Богородское, полтора часа дополнительной работы приносили 10 процентов дневной выручки. Количество же «театральных» вагонов не превышало 10. В интересах всех Возможно, именно эта относительная популярность ночных вагонов и подвигла московские власти ввести регулярные ночные маршруты на всех главных магистралях городских железных дорог. В сентябре 1909 года Управление городских железных дорог окончательно определилось. После 23 часов движение должно было продолжаться на восьми линиях силами 75 «моторов без прицепов» с интервалом движения 10 минут. Последние трамваи при этом отходили от Театральной площади не ранее 00:15 и не позднее 00:30. Ночные маршруты Линия № 3: — от Преображенской заставы по Покровке до Театральной площади; — от Театральной площади по Покровке до Преображенской заставы. Линия № 4: — от Преображенской заставы по Стромынке, Мясницкой, Театральной площади, Большой Дмитровке, Тверской до Тверской заставы; — от Смоленского рынка по Театральной площади, Мясницкой до Сокольнической части. Линия № 5: — от Преображенской заставы по Покровке, Новой Басманной, Сретенке до Театральной площади; — от Театральной площади до Преображенской заставы; — от Арбатской площади по бульварам, Большой Дмитровке до Лубянской площади; — от Лубянской площади по Большой Дмитровке и бульварам до Арбатской площади. Линия № 6: — от Сокольнической заставы до Петровского парка; — от Петровского парка до Сокольнической заставы. Линия № 7: — от клиник по Арбату, Театральной площади, Сретенке до Марьиной рощи; — от Марьиной рощи по Сретенке, Театральной площади, Арбату до клиник. Линия № 14: — от Красных казарм по Покровке до Арбатских ворот; — от Арбатских ворот по Театральной площади, Покровке до Красных казарм. Линия № 15: — от Арбатских ворот по бульварам до Таганской площади; — от Арбатских ворот по бульварам до Лубянской площади; — от Таганской площади по бульварам до Арбатских ворот; — от Таганской площади по бульварам до Театральной площади. Линия № 22: — от Пресненской заставы по Никитской до Лубянской площади; — от Лубянской площади по Большой Никитской до Пресненской заставы. Уже в конце ноября пришлось вносить первые коррективы. По просьбам горожан и по ходатайству члена городской управы Л.Г. Урусова было решено, во-первых, продлить работу маршрута № 25, который бы развозил людей в Грузины и Замоскворечье, а во-вторых, прекратить ночное движение на линии № 4, которая отчасти дублировалась линиями № 3, 6 и 7. Эта система с изменением маршрутной сети просуществовала вплоть до 1917 года, когда из-за перебоев в доставке топлива на электростанцию трамваи ходили до 23:00, а потом и до 22:00. Жители, правда, писали письма с требованием вернуть ставший привычным уже ночной формат работы хотя бы до полуночи, но такая возможность появилась не скоро. В 1919 году пассажирское трамвайное движение отменялось трижды и лишь в декабре 1920-го было возобновлено окончательно. Существующий и до сегодняшнего дня график работы трамваев был введён только в 1940 году. Первые вагоны начинали работу на маршруте в 05:30, а возвращались в депо в 02:00.