Корпорация Valve ценит время: денег слишком много
Компания Valve существует уже более 20 лет, и за эти годы она успела вырасти из обычного разработчика игр в гиганта — оператора крупнейшей торговой площадки, разработчика игрового железа и даже запустила собственную продюсерскую службу. Многих интересовало, как именно устроена эта огромная по своим масштабам корпорация. О том, что ответил ее глава Гейб Ньюэлл, рассказывает портал Gmbox.ru. "У нас в Valve нет процесса формирования бюджета. Нет никакой группы людей, которая бы собиралась и говорила, что вот именно эту сумму денег мы собираемся потратить на этот тайтл, а вот сколько людей мы выделим на этот проект" — заявил руководитель Valve. "Эта экономическая стратегия основывается на бюджете. А наша основана на человеческом времени. Это наш дефицитный товар".Судя по словам Гейба Ньюэлла, количество денег у Valve настолько непропорционально больше количества их сотрудников, что основным ограничивающим фактором для компании является количество свободного времени у этих сотрудников, а не бюджет, который может выделить руководство."Дефицитным товаром тут являются не деньги, а количество часов в одном дне" — продолжает Ньюэлл."От каждого сотрудника в нашей компании мы ожидаем, что он самостоятельно выберет самую важную вещь, с которой он может помочь нашим клиентам. Так что все люди, которых вы сегодня видели [сотрудники, которые работают в технической поддержке Steam, в VR-проектах, над разработкой CS:GO, Team Fortress 2 и Dota 2] работают над своими проектами не потому, что кто-то попросил их это делать, а потому, что они считают, что наибольший вклад в работу нашей компании они смогут сделать именно там, где они сейчас находятся. Люди у нас постоянно переходят с места на место".Ньюэлл и его коллега Эрик Джонсон попытались объяснить, что именно таким образом и началась работа над ныне супер-популярной MOBA Dota 2. Вначале все относились к этому проекту, как к белой вороне. "Отдавать игру просто так, бесплатно∎ Контент, который создают сами пользователи∎ Всё это казалось идиотской затеей" - вспоминает глава Valve. Все относились к этому проекту с изрядным скептицизмом и не хотели над ним работать."Но потом Адриан Финол, через неделю после того, как он начал работать над Dota 2, наладил в игре обзор камеры сверху. И внезапно подтянулись другие инженеры, и сказали: о, я тут вижу одну интересную проблему, с которой я мог бы вам помочь. И к проекту начало подключаться всё больше и больше людей, потому что они начали понимать, что им будет это интересно"."И мне кажется, что тот факт, что вы постоянно самостоятельно выбираете, как использовать ваше рабочее время, позволяет людям относиться к своей работе с большей страстью. Потому что они всегда будут работать над тем, что им лично кажется важным. Никто не работает над очередным никому не нужным сиквелом. ∎О, смотрите, уже осень, а значит пришло время подготовить очередную часть нашей игры∎ 17-ю её версию∎∎"Данная стратегия управления компанией кажется весьма интригующей, однако из объяснения Ньюэлла становится ясно, что она подойдёт отнюдь не каждой фирме. Босс Valve соглашается с этим доводом — он упоминает, что зачастую ему с трудом удаётся убедить людей из других компаний, в том, что он не врёт об устройстве Valve."Я разговариваю с людьми из других компаний, а они просто∎" — Ньюэлл размахивает своими руками, пытаясь показать уровень непонимания, творящийся в умах его собеседников в этот момент. "Я говорю с каким-нибудь генеральным директором, и объясняю ему, что у нас нет процесса формирования бюджета. А он мне: ∎Да ты врёшь! Ни одна современная компания не сможет так работать. Либо так, либо вы просто абсолютно непрофессионально подходите к этому процессу, и вскоре ваша компания обвалится∎. А мы им: ∎Да нет, вообще-то эта вполне рабочая система∎""Отчасти эта стратегия работает потому" — объясняет Ньюэлл — "что у Valve децентрализованная структура управления. Нет четких должностей или званий, а потому сотрудники компании отчитываются не перед кем-то определённым, а перед всеми своими коллегами одновременно. Это означает, что у Valve нет четкого процесса учета ни для финансирования, ни для проделанной работы". "И одна из вещей, о которой вы совершенно не заботитесь – это то, какую информацию вам нужно донести до меня. Понимаете? Если мне нужен какой-то отчет или информация, я иду и самостоятельно её нахожу" - объясняет Ньюэлл. "И так для всех наших сотрудников. Если Эрику Джонсону нужна какая-то информация для успешного выполнения его работы, то он встаёт и находит её. И нет никаких ежемесячных отчетов. Никто не скажет: ∎Мне нужно донести до Гейба информацию о том, как обстоят дела с проектом Икс∎. На самом деле, им нужно донести эту информацию о проекте Икс до наших клиентов, а не до меня. Ведь это гораздо важнее".