Яндекс.Касса: «мы не платежный агент». Как c 1 июля интернет-магазины будут принимать деньги?

Начиная с февраля 2017 года по правилам федерального закона 54-ФЗ регистрация кассового оборудования для малого и среднего бизнеса осуществляется в России по новому порядку. Нашумевший проект под названием «онлайн-касса» затронул не только предпринимателей, но и поставщиков контрольной техники и платежные сервисы. На этой неделе свою позицию прояснил один из основных участников процесса – платежный оператор Яндекс:Касса, с помощью которого более 75 000 интернет магазинов принимают от своих клиентов платежи с банковских карт. После внесения изменений в федеральный закон о применение контрольно-кассовой техники 54-ФЗ кассы должны отправлять электронные версии чеков в ФНС. В добровольном порядке перейти на новую систему можно было с 15 июля 2016 года. Теперь российские ритейлеры должны модернизировать кассовое оборудование — подключить его к интернету и установить фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). В момент печати чека его копия в электронной версии поступает в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Кто будет передавать информацию в налоговую? С точки зрения законодательства чек на покупку должен выдавать продавец или его агент, которым зачастую выступает курьерская служба или розничная точка продаж. Тот, кто выбивает чек, должен и передать информацию в налоговые органы. Но что делать в том случае, если платеж осуществляется через сайт интернет-магазина, например с помощью банковской карты? Можно ли в таком случае обойтись без «онлайн-кассы»? До недавнего времени многие собственники небольших интернет-магазинов расчитывали, что проблему можно решить с помощью платежных сервисов, прежде всего – Яндекс.Касса. В начале этой недели их ждало разочарование. В понедельник сервис объявил, что не будет выполнять роль платежного агента и выдавать товарный чек после совершения покупки. Разъяснения по этому поводу были опубликованы в блоге сервиса: «Яндекс.Касса не реализует товары и услуги от имени продавца, и не является его агентом. Наш сервис технически обслуживает прием платежей от покупателей и уведомляет магазин, как только оплата прошла. В этот момент продавец должен отправить электронный чек покупателю и передать его копию в налоговую». Forbes попросил в связи с этим дополнительных комментариев от Яндекс.Касса. «Мы работаем по лицензии ЦБ как небанковская кредитная организация, и по закону ФЗ-103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не являемся платежными агентами, — говорит Евгения Арнаутова, руководитель пресс-службы Яндекс.Деньги (сервис для бизнеса — Яндекс.Касса). – Той же логике закона подчиняются и банки, обеспечивающие онлайн-магазины услугами интернет-эквайринга». К чему готовится онлайн-ритейлу? Руководитель облачного сервиса для автоматизации торговли «МойСклад» Аскар Рахимбердиев считает, что новые правила использования ККТ не вызовут существенных изменений в работе офлайновой розницы. В то время, как онлайн-ритейл уже столкнулся с трудностью корректного формирования электронного чека в круглосуточном режиме. «В этом случае можно либо полностью переложить процесс оплаты покупок на курьерскую службу, либо нанять сотрудника, одновременно будет следить за статусом заказов и быстро выбивать чек на обычной кассе, либо начать работать с онлайн-кассой, которая интегрируются с вашим интернет-магазином», — говорит Рахимбердиев. К 1 февраля «МойСклад» разработал свое программное обеспечение, которым уже сейчас пользуется более 10 000 клиентов, в основном это мелкий ритейл (онлайн-магазины и сети до пяти торговых точек). Пока производители контрольно-кассовой техники работают над облачными решениями, Яндекс.Касса занимается технической интеграцией с софтом для ККТ. «Это должно в значительной степени упростить переход магазинов на новую модель отчетности перед покупателем и налоговой», — обещает Арнаутова. Сколько стоит онлайн-касса? Крупные компании начали подстраиваться под новые требования заона об «онлайн-кассах» еще полгода назад. Например, группа компаний «Обувь России» начала подготовку к переходу на онлайн-кассы в ноябре 2016 года. «Поправки в ФЗ-54 не должны сильно повлиять на нашу работу, потому что все наши интернет-магазины (westfalika.ru, westfalika-home.ru, emilia-estra.ru, rossita.com) интегрированы в единую IT-систему с офлайн-розницей, а 90% клиентов выбирают самовывоз», — говорит директор компании Антон Титов. С февраля «Обувь России» начала переходить на новый тип ККТ, модернизация старых кассовых аппаратов (более 400 магазинов и 1000 касс) обойдется компании в 18 млн рублей и будет завершена к июлю 2017. Для менее крупных продавцов появляются сервисы по аренде онлайн-касс. Услугу вскоре запустит один из производителей фискального оборудования «Атол». По оценке Аскара Рахимбердиева, аренда одной кассы составит около 3 000 рублей ежемесячно. Другой поставщик – «Эвотор» (дочерняя компания Сбербанка) – продает онлайн-кассы для малого бизнеса. Стоимость одного аппарата начинается от 28 500 рублей в зависимости от комплектации, отмечают в компании. Также предприниматель должен заключить договор с ОФД. В числе дополнительных затрат – установка и регистрация в ФНС, расширение функционала устройства исходя из потребностей конкретного бизнеса. «Закон подразумевает поэтапный переход на новый порядок, что позволяет рынку спокойно подготовиться к изменениям, — считает Андрей Романенко, генеральный директор и акционер «Эвотор». – Сегодня по новому порядку в ФНС зарегистрировано более 30 000 касс, а к 2018 году будет работать 3,5 млн. Поставщиками ККТ отгружено более 100 тысяч устройств. Рынок не испытывает проблем по переходу на новый порядок и готов к реформе». По словам Романенко, проблемы могут возникнуть только у тех предпринимателей, кто решил отложить замену оборудования. Он рекомендует не затягивать с переходом на новую технику: регистрация ККТ в налоговой, заключение договора с ОФД, обучение персонала – все это потребует времени, один-два месяца.