Металлострой жжет покрышки
В Петербурге открылся завод по утилизации старых шин 15 февраля в поселке Металлострой запускается предприятие по утилизации отработанных резинотехнических изделий. Инвестор планирует получать в итоге переработки автопокрышек полезный материал — сажу, металлокорд и топливо для продажи и собственных нужд. Объем переработки сырья составит 5 тыс. тонн в год. В общем в Петербурге образуется около 70 тыс. тонн подобных отходов, говорят специалисты. С 2019 года также НПО "Иннотех" начнет поэтапный запуск перерабатывающего производства максимальной мощностью к 2022 году 60 тыс. отработанных покрышек в год и стоимостью 1,6 млрд рублей. Сегодня в поселке Металлострой откроется завод компании ООО "Стройспецмонтаж" по утилизации шин мощностью 5 тыс. тонн резинотехнических изделий (РТИ) в год. По данным компании, это составляет 10-12% отходов данного вида, образующихся в Петербурге. Завод будет использовать технологию непрерывного низкотемпературного пиролиза с системой автоматической загрузки отходов и выгрузки получаемых продуктов. На выходе планируется получать 2,5 тыс. тонн синтетического топлива, 2 тыс. тонн технического углерода или 1 тыс. тонн сорбента, а также 500 тонн прессованного металлокорда в год. Отходы будут поступать с предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые заинтересованы в утилизации образующихся у них различных углеродсодержащих отходов. К примеру, уже заключены контракты с ГУП "Петербургский метрополитен", ООО "Нокиан Тайерс", ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", СПб ГКУ "Автобаза скорой медицинской помощи", рассказал "Ъ" генеральный директор ООО "Стройспецмонтаж" Анатолий Шумицкий. В Металлострое компания арендует 2 тыс. кв. м, задействовав под завод всего половину из них. Строительство было завершено в течение девяти месяцев. Вложения составили 54 млн рублей, окупить их планируется в течение трех лет. "Объем капитального строительства минимален вследствие того, что оборудование поставляется в модульном исполнении. В течение года планируется создать еще пять установок в различных субъектах РФ", -- сказал господин Шумицкий. ООО "Стройспецмонтаж" зарегистрировано в Ивановской области в 2012 году. 51% в уставном капитале компании владеет ее генеральный директор Анатолий Шумицкий. Остальные доли поровну распределены между Натальей Ломакиной и Андреем Ивановым. Последний является владельцем и генеральным директором ООО "Фирма "Транслайн"", которая, по словам господина Шумицкого, и выступила инвестором проекта. Группа "Транслайн" поставляет и осуществляет сервис на территории России и СНГ строительной, коммунальной и другой спецтехники. ООО "Стройспецмонтаж" в 2016 году заключило 12 контрактов на сбор, транспортировку и утилизацию различных отходов, в том числе шин, люминесцентных ламп, отходов гальванического производства и трансформаторных масел, на 13 млн рублей. Параллельно в Петербурге создается другой крупный завод по переработке резиносодержащих изделий. Проект ООО "НПО Инноватех" был анонсирован на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году, в декабре проектная компания ООО "Инноватех СПб" (100% дочернее общество НПО) получила под него статус стратегического инвестора. Переработка покрышек и других резиносодержащих отходов будет осуществляться с получением сажи, печного топлива и металлокорда без образования каких либо отходов путем запатентованного компанией способа -- в процессе парового термолиза. С одной тонны сырья, говорит генеральный директор НПО "Иннотех" Алексей Градов, по статистике можно получить 35-40% технического углерода, 40-45% жидкой фракции и 5-7% металлокорда. По его словам, с момента подписания соглашения на ПМЭФ мощность проекта была увеличена для обеспечения потребности в переработке всего Северо-Западного региона. Теперь завод включает три очереди. Для его реализации в долгосрочную аренду выделен участок в промышленной зоне Обухово площадью 2,3 га. Еще 3,4 га компании понадобится на стадии второй очереди. В ходе первой и второй очередей будут возведены здания и сооружения общей площадью 6-8 тыс. кв. м, параллельно завод будет наполняться оборудованием. На первом этапе, в 2019 году, мощность переработки составит 15 тыс. тонн автомобильных шин, к концу 2020 года она будет доведена до 30 тыс. тонн, а к концу третьего этапа, в 2022 году, -- до 60 тыс. тонн. Стоимость первой и второй очередей составит 920 млн рублей, еще около 700 млн рублей будет вложено на третьем этапе. На данный момент, по информации базы "СПАРК-Интерфакс", участниками общества в равных долях являются Сергей Градов, Виктория Сусенкова и Валентин Шинько. После Петербурга компания планирует построить еще пять заводов в других российских городах. Глава петербургского отделения экологической организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук оценивает объем образующихся в Петербурге отработанных покрышек в 70 тыс. тонн. Только на территории полигона "Красный Бор", сообщал губернатор города Георгий Полтавченко в июне, скопилось 17,5 тыс. тонн старых шин. По словам господина Шевчука, в городе уже работает два завода по переработке отходов подобного рода. Алексей Градов утверждает, что предприятий, готовых по итогу переработки выпускать коммерчески полезную продукцию, здесь нет. В любом случае услуги заводов будут востребованы. Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) предусмотрено взимание экологического сбора, который обязаны платить производители и импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств необходимо утилизировать. "Как следует из упомянутого Федерального закона, от уплаты такого сбора освобождаются производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов", -- говорит Анастасия Бойцова, заместитель руководителя практики экологии и природопользования АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Елена Большакова