Утро предпринимателя начинается с калькулятора

Спрос на отели за год вырос на 37 процентов. О привлекательности этой сферы для инвестиций «ВМ» расспросила президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова.— Игорь Олегович, давайте разберемся, какие же все-таки тенденции сейчас можно выделить в гостиничном бизнесе? Куда начинающие предприниматели готовы вкладывать средства? — Все зависит от того, какую форму для ведения дела вы предпочтете: это будет ваша самозанятость, собственный бизнес или вложение средств в готовый проект. Сегодня мы видим не только строительство крупных гостиниц, возводить которые в том же центре столицы фактически невозможно, но и развитие гостиничного дела на периферии города и за его пределами. И пожалуй, одним из самых перспективных направлений стало строительство и инвестиции в апарт-отели. Уже готовые апартаменты кто-то покупает для себя, но большинство людей намерены вложить деньги, чтобы потом сдавать их постояльцам на непродолжительное или длительное время. — Если все-таки начинать с малого, то какое направление наиболее оказывается развитым? — Можно открывать хостел, а можно сдавать собственную квартиру. Однако второй вариант законодательно до конца не урегулирован. К тому же мы видим развитие интернет-ресурсов, где люди меняются квартирами в разных городах на время поездок. Например, вы едете в Лондон и оставляете свое жилье англичанину, который очень хотел побывать в Москве. Конечно, при длительной сдаче квартир в аренду государство пытается контролировать этот рынок. Иначе пойманный делец может быть наказан как незаконный предприниматель. — То есть малый и средний бизнес вытеснен из столичного центра и ему приходится работать на окраине? — Практически да. Здесь только возможен вышеописанный пример с квартирой или апартаментами, которые сдаются через управляющую компанию. И здесь стоит честно оценивать свои возможности: малому и среднему бизнесу не хватит средств и сил для того, чтобы управлять комплексом в центре Москвы. Даже если представить, что правительство России решило съехать со Старой площади и отдать некогда существовавший на этом месте боярский двор для развития гостиницы, поверьте, никакому малому и среднему бизнесу не хватит сил реконструировать это наследие. Но возможностей хватает и за пределами центра. Да, не так-то просто наладить турпоток в мини-отель, зачастую приходится подстраиваться под запросы рабочих людей, приехавших в Москву, туристов, желающих сэкономить на поездке. — Игорь Олегович, нужно ли обращаться предпринимателям за субсидиями к городу? — У города есть достаточное количество программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Например, это упрощенные налоговые режимы. Но важно в первую очередь, чтобы бизнес мог разобраться в самих программах. Мы тесно сотрудничаем с Фондом по поддержке малого предпринимательства, и там признают, что люди не понимают, как устроены механизмы льгот. А многие боятся обращаться за поддержкой к городу. — Но ведь для того, чтобы обратиться за льготами, нужно иметь бизнес-план. — Да, это первая и самая главная основа. Не лишним будет и поход на обучающие семинары, где специалисты подробно разъяснят, на какую поддержку со стороны города может претендовать предприниматель. Консультации можно получить и в банке, который еще и выступит гарантом при открытии дела. И тут важно понимать, что предпринимательская инициатива в городе сильна, а сами люди понимают, что они хотят и им интересно этим заниматься. И если в торговле составлять конкуренцию сетям почти невозможно, то в ресторанном и гостиничном бизнесе это реально. Только утро должно начинаться с калькулятора, бумаги и карандаша — каждый шаг в новом деле должен быть строго просчитан. СПРАВКА Позаботьтесь о том, чтобы ваши постояльцы не переживали о своей безопасности. Простой, вкусный и недорогой завтрак способен привлечь клиентов. Доступ к интернету, бесплатные звонки по городу, возможность ксерокопирования материалов и бумаг станут большим плюсом. Обычные знаки внимания, вежливость и услужливость создадут о вашей гостинице самое благоприятное впечатление.