Войти в почту

Российский онлайн-контент доставили китайским инвесторам

ChinaNetCenter может купить 70% "СДН-видео" Как стало известно "Ъ", российский оператор сетей доставки интернет-контента "СДН-видео" заинтересовал стратегического инвестора. Китайская компания ChinaNetCenter готова заплатить 430,5 млн руб. за 70-процентную долю в "СДН-видео" сразу и еще 49 млн руб.-- в случае удвоения выручки в 2017 году. В случае сделки из "СДН-видео" полностью выходит венчурный фонд "Лидер-Инновации", управляющий средствами Газпромбанка, "СИБУР Холдинга" и Российской венчурной компании. ChinaNetCenter договорилась о выкупе 70% в ООО "СДН-видео" за 430,5 млн руб. (примерно $7 млн), рассказали "Ъ" два источника, знакомые с ходом сделки. Продавцами выступят ЗПИФ "Лидер-Инновации", которому, по данным kartoteka.ru, через ООО "СДН-инвест" принадлежит около 25% компании. Еще примерно 45% продают Светлана Ефимова, Павел Журавлев и Лидия Зиброва. У основателя, генерального директора "СДН-видео" Ярослава Городецкого, и технического директора компании Сергея Ивленкова останутся 30%, рассказали собеседники "Ъ". Представители ChinaNetCenter, "СДН-видео", УК "Лидер" и господин Городецкий на запросы "Ъ" не ответили. Сеть "СДН-видео" состоит из 400 серверов в 17 городах России, а также на Украине, в Казахстане, Грузии, Молдавии, Германии, Нидерландах, США, Малайзии и Сингапуре. На ее основе "СДН-видео" под брендом CDNvideo оказывает услуги по доставке контента (CDN, Content Delivery Network), в том числе по ускорению загрузки игр и проведению онлайн-трансляций. Емкость сети CDNvideo составляет более 1 Тбит/с, в том числе в Москве -- более 400 Гбит/с. У "СДН-видео" более 400 клиентов, среди которых ВГТРК, группа ПИК, РБК и др. По данным kartoteka.ru, выручка "СДН-видео" по итогам 2014 года составляла 156,7 млн руб., а чистая прибыль -- 18,2 млн руб., более поздние данные не раскрывались. С тех пор финансовые показатели компании изменились незначительно, и по итогам 2016 года ее выручка составляла около 170 млн руб., сообщил один из собеседников "Ъ". По его словам, согласно условиям сделки, если в 2017 году "СДН-видео" нарастит выручку до 375 млн руб., то ChinaNetCenter выплатит продавцам еще 49 млн руб. Российский рынок услуг CDN составляет около 1 млрд руб., его потенциал связан с развитием ОТТ-видео, электронной коммерцией и доставкой растущих объемов трафика в сети локальных операторов связи, рассказал "Ъ" представитель "Ростелекома". Рынок CDN в России растет на 15-20% ежегодно, чему способствует рост объемов потребления онлайн-видео, соглашаются в "МегаФоне". "Сдерживающим фактором является сложная экономическая ситуация в стране, как следствие, падение рекламных доходов интернет-вещателей и усиление давления на всех поставщиков",-- отмечает представитель оператора. Мировой рынок CDN в 2016 году оценивался в $6,05 млрд и должен вырасти до $23,22 млрд к 2021 году, подсчитали аналитики Markets and Markets. По их оценкам, примерно 50% данного рынка занимает американская компания Akamai, а оставшуюся половину делят между собой Level3, Amazon, Verizon, а также китайские компании ChinaCache и ChinaNetCenter. Сеть доставки контента ChinaNetCenter только в Китае состоит из 40 тыс. серверов, а емкость сети составляет 20 Тбит/с. Капитализация ChinaNetCenter на Шэньчжэньской фондовой бирже -- 38,87 млрд юаней (около $5,6 млрд). Мировой рынок CDN уже сформирован рядом ведущих игроков, а каждая более или менее крупная компания имеет собственную CDN, что сводит к минимуму шансы на глобальное расширение "СДН-видео", полагает президент Sistema Venture Capital Алексей Катков. "Я бы оценил этот бизнес максимум в две выручки и предположил, что за сделкой стоят не экономические, а какие-то другие цели обеих сторон -- как российской, так и китайской",-- сказал он. Китайский инвестор мог заинтересоваться технологиями "СДН-видео", в частности патентом на способ распределения нагрузки между серверами CDN, считает глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. "Наверняка это добавило очков в разговоре с инвесторами",-- полагает она. Мария Коломыченко, Денис Скоробогатько

Российский онлайн-контент доставили китайским инвесторам
© Коммерсант