Живая реформа. «Зайцев» стало меньше, ответственных перевозчиков — больше
Новая транспортная модель расширяется параллельно городу: теперь коммерческие автобусы начнут обслуживать и Новую Москву. Руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков рассказал «ВМ» о том, какие рейды он проводит после работы, как научить перевозчиков дисциплине и почему нет смысла повышать штраф за неоплаченный проезд.— Сергей Сергеевич, 2016–й запомнился москвичам как год, когда в городе появились новые синие автобусы. Как Вы считаете, реформа прошла успешно? — Мы запустили все 211 маршрутов в 9 округах Москвы, как это и планировалось. Перевозчики полностью обновили автопарки, средний возраст городского автобуса с 9 лет снизился до 2. Коммерческие автобусы теперь ходят по расписанию, высаживают пассажиров только на остановках. — Фраза «передайте за проезд» ушла в прошлое… — Это точно. Теперь на всем общественном транспорте пассажиры пользуются картой «Тройка» и другими городскими билетами. А школьники, пенсионеры и другие льготники ездят по социальным картам. По нашим подсчетам, в 2016 году новым городскими маршрутами воспользовалось более 130 миллионов москвичей. Треть из этой цифры — те самые льготники — пенсионеры, школьники и студенты. Вы знаете, что до реформы право на льготный проезд в коммерческом автобусе не было закреплено документально, водители спокойно отказывали пассажирам. Реформа решила и другие вопросы. В 2016 году количество ДТП с участием коммерческих автобусов снизилось на 7%, водители стали ответственнее. — Что вы делаете, чтобы негативных отзывов о реформе стало меньше? — Мы наладили с пассажирами продуктивный диалог — они пишут нам свои предложения по работе маршрутов, мы смотрим, насколько целесообразны эти меры. По каждой ситуации действуем индивидуально: где–то меняем расписание, где–то — трассу маршрута или добавляем остановку. За 2016 год мы изменили 33 маршрута частных перевозчиков. Такую же работу ведет на своих маршрутах Мосгортранс. Маршрутная сеть — живой организм, она будет совершенствоваться бесконечно, потому что город строится, расширяется, нужны новые транспортные связи. А Вы сами пользуетесь общественным транспортом? — Обязательно. На маршрутах, по которым поступает много обращений пассажиров, проверяю лично. Совсем недавно катался на 319м маршруте (показывает фото). Пассажиры жаловались, что утром автобус не справляется с нагрузкой — всем надо в школы, поликлиники и МФЦ. После анализа проблемы добавлять на этот маршрут еще несколько автобусов мы посчитали не эффективным — после часа пик они уезжали бы уезжали пустыми, усиление требовалось всего на несколько утренних часов. Поэтому мы изменили трассу маршрута №466, чтобы он тоже проходил через все социальные объекты этого района. Ситуация наладилась. — Я вижу, вы теперь внимательнее следите за перевозчиками. У Вас есть любимчики, компании, которые лучше других выполняют условия контракта? — Видите ли, их тяжело сравнивать. Есть крупные перевозчики, у которых больше сотни маршрутов, естественно, на них жалуются чаще. Вообще мы хорошо сработались — перевозчики работают без особых нареканий с нашей стороны. Кстати, мы внедрили систему самоконтроля: на конечной остановке водитель фотографирует салон и присылает нам фотографии. Кроме того, наши сотрудники выезжают на маршруты и в автопарки, чтобы проследить, как транспорт выходит на линию. Перевозчики подтянулись — это факт: содержат автобусы в чистоте и порядке, по итогам последнего месяца 93% рейсов выполнены по расписанию. — Цифра внушительная, как удалось добиться такого показателя? — Мы внедрили достаточно жесткий контроль — балльно–рейтинговую систему штрафования. Грязный салон, выключенный кондиционер, проезд остановки, превышение скорости — все это «набегает» в виде баллов, которые по итогам месяца влияют на их оплату. Перевозчикам просто не выгодно работать не по нашим условиям. К тому же, за ними следят не только люди, а еще и техника: ГЛОНАСС, система валидации. — Открылись новые маршруты. «Зайцев» стало больше? — Их стало меньше (смеется). Если взять общее количество безбилетников на общественном транспорте, то по сравнению с предыдущим годом их стало меньше на 3%. Кстати, в 2016 году контролеры смогли задержать 3-ёх человек, которые находились в розыске. Одного из них привлекли за продажу проходов по карте «Тройка». А когда его доставили в полицию, оказалось, что его разыскивают еще и за кражу, а это уже уголовное преступление. За хорошую работу мы обязательно поощряем контролеров — премиями и грамотами. — Какую систему борьбы с «зайцами» считаете самой эффективной? Штрафы повышать? — Я думаю так: нужно не пугать пассажира штрафом, а направить его на разумное решение. У нас есть целый ряд билетов, которые позволяют значительно сэкономить. То есть, если вы покупаете «Единый» на 60 поездок, то за проезд вы отдаете 28 рублей вместо 55. Граждане должны сами осознать, что это выгоднее, чем платить штраф. — Вернемся к автобусам. Вы говорите, что транспорт частных перевозчиков должен быть таким же комфортными, как у Мосгортранса. В автобусах Мосгортранса работает бесплатный интернет. А у частников когда появится? — Перевозчики ведут переговоры с провайдерами, такая задача есть. Но я подчеркну: мы не можем им указывать делать то, что не прописано в госконтракте. Тем не менее, мы порекомендовали им переодеть своих водителей в униформу — и они это сделали. Надеемся, что они к нам прислушаются и по части Интернета. Если говорить о других пассажирских сервисах, то в 2017 году все коммерческие автобусы будут отображаться на электронных табло, пока они подключены к приложению Яндекс.Транспорт. — Сейчас новые автобусы работают в 9 округах. Распространится ли реформа дальше? — Готовятся конкурсы на обслуживание маршрутов в Новой Москве. Это наша приоритетная задача на 2017 год. Думаю, что там реформа тоже быстро приживется, хотя ТиНАО — сложный объект. Сейчас там очень мало маршрутов, нет оборудованных автобусных парков, так что вначале придется создать инфраструктуру. То, что конкурсы будут разыграны в этом году — мы не сомневаемся. И надеемся, что к концу 2017 года в Новой Москве появятся новые автобусы. — Вы занимаетесь не только столичными перевозками, но и междугородними. Какие новости на этом фронте? — Перевозчики стали активно легализовываться, приходить на официальные автовокзалы. По сравнению с прошлым годом, количество легальных междугородних маршрутов выросло в 6.5 раз, международных маршрутов стало в 4 раза больше (2016 – 89 маршрутов, 2015 – 22 маршрута). Сейчас официальные перевозчики работают с соблюдением всех условий: проходят медицинский и техосмотр, досматривают багаж, страхуют пассажиров. — А почему вообще решили начать работу по легализации междугородних перевозчиков? — Было несколько крупных аварий, которые унесли жизни людей. Это были автобусы Москва–Ереван. Сейчас наша задача – максимально проинформировать горожан о том, чтобы они выбирали только официальные компании. Пользуясь услугами нелегальных компаний, пассажиры должны понимать, что они серьезно рискуют. Их жизнь не будет застрахована, то есть в случае аварии спросить возмещение ущерба будет не с кого. К тому же, багаж на таких рейсах не проверяется. — Перед Новым годом вы запустили праздничную акцию «Голос пассажира». Распространится ли она на другие праздники? — Акция была очень интересная, любой горожанин мог записать свое поздравление и затем услышать его в автобусе. В итоге, мы насчитали почти 300 участников. Конечно, мы думаем сделать ее постоянной — обязательно придумаем что–то интересное к 9 мая. Жители мегаполисов много времени проводят в пути, мы хотим, чтобы эти поездки были комфортными и приятными.