Открытое пространство ждет тех, кто «вырос» из чужого офиса, но еще не дорос до своего
В конце января в «Сколкове» ввели в эксплуатацию деловой квартал, который, кроме офисов и апартаментов, включает в себя еще и коворкинги — открытые офисные пространства для удаленных сотрудников.Инвесторы считают, что такая форма организации труда способствует привлечению молодых предпринимателей, а соответственно, разработке новых продуктов и инновационных технологий. Так ли это на самом деле, мы решили выяснить, посетив один из самых первых столичных коворкингов. — Коворкинг — это форма организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве, — переводит с английского на русский Мария Уварова, директор пространства «Телеграф». — То есть это рабочее место для тех, кто «вырос» из чужого офиса, но пока еще не дорос до своего. К «выросшим» относятся люди, работающие на себя, — те самые фрилансеры и начинающие предприниматели. Словом, те, кому уже не нужен контроль со стороны. Впрочем, такая свобода, кроме безусловных плюсов, имеет и минусы. Во-первых, работа, что называется, не падает с неба, как в офисе, — заказы приходится искать самостоятельно. А во-вторых, это изоляция. — Человек все-таки существо социальное, — уверена Мария. — Работая из дома, многие утрачивают коммуникативные навыки, так как все общение с клиентами происходит через интернет. И открытое рабочее пространство призвано решить эту проблему: две сотни работающих бок о бок людей способны заставить общаться даже самого застенчивого интроверта. — Первая часть лофта — пространство для конференций, — продолжает экскурсию Мария. — Вторую занимают рабочие столы. Можно арендовать как весь стол, так и одно место за ним. Арендатор, или, как здесь говорят, резидент, имеет право на посещение всех конференций, разговорных клубов и даже уроков йоги. — Здесь многие находят клиентов или партнеров по бизнесу буквально среди соседей по столу, — объясняет Мария. — Именно поэтому коворкинги делятся по сфере деятельности. Для компаний здесь предусмотрена скидка на аренду стола, поэтому многим начинающим предпринимателям такой формат может быть выгоднее, чем стандартный офис. — Мы занимаемся ведением коммерческих соцсетей, — рассказывает резидент Александра Жаркова. — Наша команда состоит из десяти человек. Мы оплачиваем два рабочих места, а остальные восемь человек работают на удаленке, приходят сюда на совещания. Офис в центре нам обошелся бы в разы дороже. Работа на удалении — набирающая силу тенденция рынка труда. Кроме того, по словам директора, такой формат часто востребован и среди владельцев больших компаний. — Предприниматели, вынося одно из подразделений за пределы офиса, дают сотрудникам возможность создать новый продукт в более свободных условиях, — поясняет Мария. — Такая иллюзия самостоятельной работы часто приводит к творческому росту. По мнению экспертов, проблема кризисного времени заключается в совмещении двух, на первый взгляд, прямо противоположных тенденций: оптимизации ресурсов с одновременным увеличением производительности труда. Так, формат коворкинга в отдельных случаях может решить эту непростую задачу посредством сокращения расходов на аренду и увлечения скорости обмена информацией между потенциальными партнерами.