Войти в почту

Как начать бизнес в интернет-торговле: советы от Валерия Ковалева

В России в 2016 году отмечен бум интернет-торговли. Только за первую половину прошедшего года рынок добавил четверть по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Один пионеров онлайн-продаж бытовой техники в Рунете — интернет-магазин Holodilnik.ru. О 25-летнем пути к вершинам и своей истории успеха Вестям.Ru рассказал генеральный директор компании Валерий Ковалев. - По итогам 2015 года "Холодильник.ру" занял 15 место по обороту среди онлайн-магазинов Рунета, оставив позади ряд известных оффлайн-сетевиков. Итоги 2016 года для рынка в цифрах и показателях подводить пока рано, но можно ли предположить, какие результаты вы ожидаете? - 2015 год для рынка бытовой техники был очень неудачным – и не из-за курсовых разниц, тогда общее падение было даже в рублях. Покупательская активность резко сократилась, потребители стали задумываться не о том, чтобы купить новую бытовую технику, а о том, чтобы отремонтировать старую. В тех случаях, когда покупки все-таки совершались, заметно было, что выбор делался в пользу более дешевых товаров. Но на таком негативном фоне нам удалось сохранить результат в рамках плана. По обороту нас обошла только одна компания, занимающаяся бытовой техникой. 2016-й стал годом относительной стабилизации. Кризис на нашем рынке был преодолен, падение продаж замедлилось, а в некоторых категориях товаров продажи даже начали расти. На докризисный уровень мы, конечно, пока не выйдем ни по итогам 2016-го, ни, возможно, даже по итогам 2017-го. Но, говоря о результатах, если уж мы успешно прошли неудачные годы, то итоги 2016-го определенно будут стабильными как минимум. А какое место мы займем на рынке по итогам этого года – посмотрим. Мне самому интересно. - Вы начали бизнес в 2003 году, когда интернет-торговля только начиналась. Конкурентов тогда практически не было. Наверное, тогда работать было проще? - В 2003 году открылся "Холодильник.ру". Оффлайн-бизнес начался намного раньше. У нас было несколько магазинов, мы просто искали новые точки сбыта. В девяностых такой точкой стал Интернет. Тогда мы открыли интернет-витрину – можно, наверное, так это назвать. Она была далека от понятия "интернет-магазин". Но когда это интернет-представительство уже в конце 2000 года стало продавать больше, чем наш средний оффлайн-магазин, мы поняли, что направление крайне интересно. Изучили спрос, приобрели доменное имя holodilnik.ru – как раз на волне безумного роста Интернета его уже купили киберсквоттеры, пришлось выкупать. Время было, безусловно, интересное. Конкурентов меньше? Да. Но и опыта работы в новом сегменте толком ни у кого не было. Приходилось учиться многому на ходу. - В вашем интернет-магазине изначально была крупная бытовая техника. Сейчас ассортимент, как в гипермаркете – вы хотите удовлетворить весь имеющийся спрос. А какие тенденции вы наблюдаете? Что популярно сейчас – носимые гаджеты, смартфоны? И как сейчас развивается рынок интернет-торговли? - Смартфоны, действительно, показывают хорошие результаты, но это продолжается уже не первый год, так что назвать это новым трендом сложно. Сенсаций не наблюдается – есть спрос на крупную бытовую технику, на телекоммуникационную, аудиотехнику. А вот фототехника очень заметно просела. Если говорить об интернет-торговле в целом, то очень активно растет и расширяется рынок одежды, рынки электронных билетов и подобного электронного контента. Но все это — не наши сегменты. На рынке именно бытовой техники происходит консолидация. Игроков становится меньше, но остаются самые сильные, те, кто может пережить кризисные явления. - В конце 2015 года вы говорили о том, что ищете инвестора, причем готовы продать долю в компании, чтобы привлечь инвестиции для экспансии в регионы России. Чем все это закончилось? - Проблему поиска инвестора мы частично решили. Это дало нам возможность расширить список регионов, которые мы охватываем собственными складами и собственной доставкой, с трех до семи. Это без учета франчайзинговых регионов. Региональная экспансия — основная наша задача текущего времени, и мы непрерывно ей занимаемся, даже несмотря на кризисные явления в экономике страны и общий спад покупательской активности. - К слову, об инвесторах. В СМИ обсуждают конфликт, говорят у вас уже много лет пытаются отобрать бизнес. Можете прокомментировать? - История на самом деле запутанная и, одновременно, очень банальная. Действительно, в 2011 году мы искали инвесторов. Юрий Истомин пообещал найти заинтересованных людей, но дело затянулось. Тогда он предложил провести масштабную рекламную кампанию на 10 миллионов долларов. Реализовать проект должно было агентство BBDO Russia, главным управляющим директором в которой была и остается Элла Стюарт, супруга Истомина. На деле свои обязательства посредник не выполнил, обещанной масштабной кампании не реализовал, да еще и обернул все против нас. Заплатив 134 миллиона, большая часть которых растворилась, мы еще оказались и "должны", по версии Истомина. Дело, конечно же, в суде. И мы уверены, закон на нашей стороне. - Вернемся к ежедневной работе. 25 лет прошло с запуска бизнеса. Что вас сегодня интересует, что самое важное для вас в работе? - Интересны регионы. Мы расширяемся, но впереди еще масса работы. Хочется сделать интернет-магазин федерального масштаба с внятной и выгодной для покупателя логистикой. Хочется спокойно работать, как мы делали все эти годы, не скатываясь в дискаунт, не проводя агрессивную политику – просто делая свое дело и развивая магазин, в который возвращаются потому, что здесь удобно. - То есть, продавать бизнес вы не намерены? Если бы был вариант продать "Холодильник" целиком сейчас, отказались бы? - Да. Какой смысл продавать бизнес, если у меня на него еще столько планов. - Могли бы вы дать рекомендации тем, кто только начинает собственный бизнес? - Вникать в каждый нюанс самому, участвовать в выстраивании бизнес-процессов и контролировать работу выстроенных процессов, не забывать об обратной связи от клиентов.

Как начать бизнес в интернет-торговле: советы от Валерия Ковалева
© Вести.Ru