Войти в почту

Курить в неположенных местах стали на 40% реже

Количество нарушителей антитабачного закона за прошлый год сократилось на 41%, свидетельствуют данные Роспотребнадзора. Соблюдение закона, видимо, сказывается на количестве перекуров: продажи сигарет в 2016-м тоже сократились, правда, только на 5%. В 2016 году инспекторы Роспотребнадзора выявили 12,5 тыс. нарушителей «антитабачных» статей Административного кодекса, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Это на 41% меньше, чем годом ранее, когда к ответственности привлекли 17,2 тыс. нарушителей. При этом количество юрлиц-нарушителей увеличилось — в 2016 году их было 1877 против 1784 в 2015-м. В Роспотребнадзоре уточнили, что речь идет о нарушителях четырех «антитабачных» статей Административного кодекса: 6.24 («Курение в неположенном месте»), 6.25 («Несоблюдение требований к знаку о запрете курения и курилкам»), 14.3.1 («Стимулирование продаж и реклама табака») и 14.53 («Несоблюдение антитабачных запретов в торговле»). Общая сумма выписанных штрафов за 2016 год составила 121,5 млн рублей, рассказали в Роспотребнадзоре. Годом ранее собрали 142,7 млн рублей. При этом количество проданных в России сигарет в прошлом году сократилось на 5% относительно 2015-го, рассказала директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. Это небольшое замедление относительно темпов сокращения рынка в предыдущие годы. — Темпы падения замедлились, так как в 2015-м показатель был –7,8%. В денежном выражении продажи в 2016 году выросли на 15% за счет постоянного роста цен, — уточнила Марина Лапенкова. По данным отраслевой ассоциации «Табакпром», сигареты в прошлом году подорожали на 18%. Марина Лапенкова отметила, что на российском рынке сигарет по-прежнему доминируют иностранцы, хотя отечественный «Донской табак» и несколько нарастил свою долю. — В 2016 году доля иностранных производителей составила 89,3% в натуральном и 91,7% в денежном выражении, что значительно превышает долю российских компаний, которая составляет 10,7% в натуральном и 8,3% в денежном выражении. Вместе с тем мы можем наблюдать, что локальные производители постепенно наращивают свою долю на рынке за счет привлекательной цены: в 2015 году они занимали долю в 9,4% в натуральном и 7,2% в денежном выражении, — рассказала Марина Лапенкова. По ее словам, крупнейшим игроком на российском табачном рынке по-прежнему остается Japan Tobacco International (32% в натуральном выражении), вслед за ним идут Philip Morris International (27%) и British American Tabacco (23%). Замыкают топ-5 «Донской табак» (8%) и Imperial Tobacco (6%). Информацию о сокращении потребления сигарет россиянами в прошлом году подтверждают и в табачных компаниях. — Согласно отчету о результатах деятельности компании за 2016 год, объем отгрузок компании в России за 2016 год составил 79,651 млрд штук сигарет. В 2015 году аналогичный показатель составлял 84,442 млрд штук, — рассказали в пресс-службе аффилированных компаний Philip Morris International в России. В «Донском табаке» отметили, что за 2016 год объем производства вырос на 9%, причем большая часть сигарет дополнительного объема отправилась на экспорт. — Объем продаж на российском рынке снизился в 2016 году, однако за счет экспортных продаж компания смогла увеличить общий показатель на 7%, — сообщили в пресс-службе «Донского табака». В JTI и BAT не смогли предоставить данных о производстве и выручке до публикации официальных отчетов компаний. В ITG не ответили на запрос «Известий». Аналитик табачного рынка Вадим Желнин отмечает, что статистика говорит о снижении темпов сокращения продаж сигарет в России: еще за 2013–2014 годы этот рынок потерял 17%. — В основном сокращается объем потребления на одного курильщика, повально привычку никто не бросает. Сокращению способствуют рост цен на сигареты и вынужденная дисциплинированность из-за антитабачного закона: теперь очень много мест, где нельзя курить, — объяснил Вадим Желнин. Он добавил, что россияне по-прежнему курят больше европейцев. — У нас сейчас количество сигарет на одного курильщика только приблизилось к 20 штукам в день, а в Европе редко достигает 15. Чтобы достигнуть европейских 15 сигарет в день, рынок должен сократиться еще на 20%, — отметил Вадим Желнин.

Курить в неположенных местах стали на 40% реже
© Известия