Куда едем? В Оренбурге появятся единые стандарты пассажирских перевозок
Представители органов власти, бизнеса, сотрудники правоохранительных органов, учёные и журналисты обсуждали самые острые вопросы в сфере работы общественного транспорта. Необходимый документ Что главное в работе общественного транспорта? Это вопрос волнует всех присутствующих экспертов, пожалуй, больше всего. Как сделать пассажирские перевозки более безопасными, комфортными, качественными и, в то же время, эффективными для муниципалитетов и автотраспортных предприятий? Сегодня, когда уже в полной мере действуют поправки к федеральному закону №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», которые возложили на муниципалитеты обязанность по регулированию рынка, вся система общественного транспорта может и должна измениться, вот единое мнение всех собравшихся в Торгово-промышленной палате Оренбургской области. Причём эти изменения ни в коем случае не должны ухудшить и без того, порой, плачевное состояние пассажирских перевозок. Вот, что говорит по поводу необходимости создания единых стандартов заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Оренбургской области Сергей Липаткин: «Я абсолютно уверен, что та новация, которую внёс ФЗ №220, а именно документ территориального планирования - это ключ, который нам позволит двигаться вперёд. Этот документ позволит прописать качество, доступность и безопасность пассажирских перевозок. Очень важно понимать, что в этом документе должны быть не красивые слова и декларации, а должны быть инструменты, которые позволят отрегулировать перевозки, исходя из особенностей того или иного муниципалитета, чтобы не было преград для других (не муниципальных - прим. ред.) игроков рынка». По поводу равных условий для транспортных предприятий любой формы собственности говорили и представители УФАС по Оренбургской области. Руководитель управления Владимир Окшин уверен, что если государство или муниципалитет создаёт преимущественные условия на том или ином товарном рынке, то это уже не конкуренция. Проект ради проекта? Председатель Автотранспортного Союза Оренбуржья «АСО» Александр Шмарин отмечает, что пассажирские перевозки должны быть общедоступными, именно это, на его взгляд - основная задача работы пассажирского транспорта: «В настоящий момент крайне необходимы Единые стандарты пассажирских перевозок, которые смогут отрегулировать отношения между перевозчиками и муниципальными властями, а также сделать перевозки для пассажиров более комфортными, безопасными и доступными. Очень важно разработать правильную экономическую модель. В нашей стране масса примеров, когда в сфере пассажирских перевозок были произведены значительные улучшения. Однако из-за того, что эти изменения не были тщательно просчитаны с экономической стороны, транспортные компании оказались на грани банкротства. Для того, чтобы этого не случилось и в Оренбурге, мы пригласили для разработки нашего проекта экономистов. Мы надеемся, что сможем к апрелю 2017 года создать реальный документ, который будет востребован транспортными предприятиями всех форм собственности и муниципалитетами». О том, чтобы этот документ действительно был рабочим, а не просто очередным проектом ради проекта, говорили практически все эксперты. Начальник управления пассажирского транспорта города Оренбурга Максим Фазуллин говорил о том, что создаваемые Стандарты должны быть «работоспособными»: «Это хорошо, что в экспертный совет включены различные представители общества: профессионалы и представители населения. Я надеюсь, что нам удастся выработать единую позицию и подход к проблемам пассажирского транспорта. Если каждый внесёт свою лепту в эту работу, мы сможем создать работоспособную модель, за которую горожане скажут нам спасибо». Об этом говорили и журналисты, большое количество представителей журналистского сообщества сначала немало смутило и самих мастеров пера и камеры, и некоторых присутствующих, но, чем жарче становилась дискуссия, тем яснее становилось, что именно представители СМИ являются отражением мнения жителей Оренбурга и Оренбургской области, они и станут тем самым критическим звеном, которое будет, ни много ни мало, бороться за интересы тех, кто каждый день пользуется общественным транспортом, за интересы самих пассажиров. Ведь перевозки должны быть прозрачны не только с точки зрения комфорта и безопасности, жители должны быть уверены, что цены на проезд не будут расти «как на дрожжах». Удобство и цена На этом заседании Экспертного Совета все присутствующие выбрали для себя рабочую группу, что называется, по интересам, ведь работа предстоит большая и включает в себя множество направлений. На сегодняшний момент таких групп пять: качество и безопасность пассажирского транспорта; современные технологии пассажирского транспорта; государственно-частное партнёрство, законодательство и нормативные документы; удобный город и комфортабельные и доступные пассажирские перевозки. В каждой из них специалисты постараются учесть все современные тенденции развития общественного транспорта. Так, обязательно должны быть разработаны технологические решения по составлению единого расписания, единого путевого листа, базы данных водителей и, что немаловажно, базы данных подвижного состава. Проблема износа автобусов и троллейбусов сегодня, действительно, является одной из самых главных. По данным Росстата, износ автобусного парка сейчас составляет около 60%, троллейбусного - более 17%. И это несмотря на то, что в 2013 году почти все транспортные предприятия Оренбурга закупили большое количество ПАЗов, которые на тот момент несколько выровняли ситуацию на рынке пассажирских перевозок, но сейчас уже и физически и морально устарели. Обсуждали эксперты и необходимость разработки и внедрения мероприятий, повышающих комфорт поездок на общественном транспорте. Речь идёт о велосипедных креплениях, пандусах для инвалидов, создании единого бюро потерянных вещей и многое другое. Но всё-таки самой главной проблемой практически все назвали адекватную стоимость проезда для пассажиров. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы новые автобусы, внедрение современных информационных технологий или единых баз данных, не заставили пассажиров платить в разы больше. Теперь главной заботой Экспертного Совета должна стать разработка Единых Стандартов пассажирских перевозок, которые сделают прозрачной и работу самих перевозчиков, и ни в коем случае не ущемят интересов пассажиров, даже наоборот, сделают поездки из точки А в точку Б комфортными, безопасными и недорогими.