Культ наличности уходит?
Согласно опросу рекрутингового портала Rabota.ru, почти половина россиян, совершающих обязательные платежи, использует для этой цели дебетовую карту. Но есть и те, кто предпочитает платить кредиткой. При этом 3% россиян вовсе не имеют понятия, какой вид карты у них на руках. «В целом россияне еще не доверяют картам» Рекрутинговый портал Rabota.ru по заказу Banki.ru провел опрос среди 1,5 тыс. интернет-пользователей на тему способа совершения обязательных платежей (оплата налогов, пеней, услуг ЖКХ, штрафов и проч.). Из всех респондентов 78% заявили, что проводят такие платежи сами. Среди них россияне чаще всего предпочитают дебетовую карту — практически половина (48% респондентов) использует этот вид карты для оплаты. На втором месте — наличные. Ими через банки, Почту России и другие каналы совершают обязательные платежи 33% респондентов. Помимо прочего, 3% опрошенных плательщиков использует кредитную карту при «погашении» налогов, штрафов и прочих обязательных платежей. 7% заявили, что попеременно пользуются дебетовой и кредитной картами. А вот 3% не различают, картой какого вида они расплачиваются. 6% опрошенных плательщиков не совершали обязательных платежей за последние полгода. «В целом россияне еще не доверяют картам, — считает шеф-редактор Rabota.ru Анна Чуксеева. — В основном это касается людей старшего возраста и жителей регионов: люди боятся потери средств, им сложно контролировать и учитывать расходы в формате онлайн. Если в Москве доля безналичных платежей растет, то в регионах, а тем более в некрупных городах далеко не везде можно расплатиться безналично. Более того, даже если такой способ расчета де-юре заявлен в торговой точке, де-факто наличные у покупателей пользуются большей популярностью. Хотя за последние пять лет популярность карт значительно выросла, и еще через пять лет регионы подтянутся к столице — это закономерный процесс. Доля наличных в обиходе будет снижаться». Карта карте рознь По мнению директора департамента цифрового бизнеса Восточного Экспресс Банка Алексея Казакова, повсеместный переход россиян на карты для совершения обязательных платежей зависит от многих факторов. Здесь и расширение самой возможности оплачивать эти услуги с помощью карт, и существенная выгода по сравнению с наличными платежами, и уровень финансовой грамотности. Также популяризации безналичной оплаты поспособствует в том числе завершение интеграции банков с системой ГИС ЖКХ, через которую должен быть упрощен доступ к агрегированной информации о коммунальных начислениях у всех поставщиков таких услуг для клиента. Благодаря этой системе, после ее развертывания пополнения данными из самих коммунальных служб, клиенту станет еще проще видеть и оплачивать услуги через электронные сервисы. Казаков полагает, что в течение двух-трех лет мы уже увидим существенное увеличение безналичных платежей в сегменте ЖКХ. «Люди на протяжении десятилетий привыкли иметь дело с наличными деньгам. И полный переход на оплату обязательных платежей банковскими картами — постепенный процесс, — объясняет спикер. — Люди уже привыкли получать зарплату на карту, а не в кассе предприятия, для них становится привычной оплата картой покупок в магазинах. Что касается обязательных платежей, для многих важно прийти лично в соответствующую инстанцию и заплатить «живыми» деньгами, получив квитанцию с печатью организации. Постепенно, с повышением финансовой грамотности населения, доля безналичных платежей и в этом сегменте будет расти». Что касается уплаты тех же налогов за счет кредитной карты, Казаков обращает внимание: все кредитные карты предусматривают беспроцентный период. Поэтому для многих держателей неважно, какой картой оплачивать услуги ЖКХ, если они могут в ближайшие дни после получения зарплаты внести эти деньги обратно на карту. Переход к безналичным формам платежа связан напрямую с финансовой грамотностью, подтверждает директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков. Сюда входят и опасения держателей карт, что платежи не пройдут: они до сих пор присутствуют в определенных кругах населения. Также свой «вклад» вносит и развитие направления «зарплатные проекты». «Мы видим, что клиенты, которые начинают получать заработную плату на карты, постепенно меняют свое поведение и начинают активно использовать их для расчетов вместо простого снятия наличных», — говорит банкир. Семиков прогнозирует, что россияне в основной своей массе начнут проводить обязательные платежи с помощью карт в течение максимум трех лет. В отношении налогов, пеней, штрафов и услуг ЖКХ оплата кредиткой, помимо льготного периода, имеет и «плюшку» в виде бонусных программ за расчеты по кредитным картам, что позволяет получить дополнительную выгоду, напоминает Семиков. Уходим в онлайн И все россияне активнее начинают пользоваться картами при совершении покупок и обязательных платежей. «Оплата покупок и совершение платежей наличными объясняется в первую очередь привычкой. Банковскими картами стали пользоваться повсеместно не так давно, и до полного перехода от наличных к оплате покупок и совершению платежей с помощью банковских карт пройдет еще несколько лет. При этом клиенты Тинькофф Банка уже сейчас активно пользуются банковскими картами для ежедневных трат. По нашим данным, с каждым годом доля операций по снятию наличных снижается, а доля покупок и платежей с помощью банковских карт растет. Так, в Тинькофф Банке в начале 2017 года доля покупок по картам от всех операций по картам составляет более 70%. Количество обязательных платежей, совершенных в мобильном банке или личном кабинете на сайте Tinkoff.ru, выросло примерно в два раза по сравнению с прошлым годом», — рассказывает директор по коммуникациям Тинькофф Банка Дарья Ермолина. В Альфа-Банке тоже настроены оптимистично. «Я бы смотрела на функцию оплаты обязательных платежей через призму наличного и безналичного расчета, в числе которого и карты, и онлайн-, и мобильный банкинги, — говорит руководитель центра развития электронных продуктов и сервисов для розничных клиентов Альфа-Банка Елена Бочарова. — Мой прогноз: большинство клиентов Альфа-Банка уже в течение ближайших двух лет переведут свои регулярные платежи в наш мобильный банк, то есть будут осуществлять их со счета». Исследования и опросы Альфа-Банка показывают: люди платят наличными по нескольким причинам. Во-первых, привычка. Ее менять очень сложно и долго. Во-вторых, психологический фактор: наличие «квиточка» об оплате на руках. При смене поколений такие привычки будут меняться, но пока людей, которым необходима квитанция с подтверждением оплаты, все еще много. «Клиенты Альфа-Банка активно переходят на оплату регулярных и обязательных платежей в онлайне, если сервис сделан и удобно, и понятно, и прозрачно с точки зрения последствий. Мы это понимаем, исходя из собственных экспериментов и нововведений в интернет-банке и мобильном приложении, — уточняет Бочарова. — Именно поэтому в Альфа-Банке улучшение сервисов оплаты регулярных платежей и переводов — в высоком приоритете на этот год». Сегодня дистанционное банковское обслуживание (ДБО), в том числе интернет- и мобильный банк (ИБ и МБ), являются самым перспективным и быстрорастущим сегментом банковской деятельности, считает исполнительный директор по эквайрингу и трансакционному бизнесу банка «Русский Стандарт» Иван Глазачев. Так, в «Русском Стандарте» общий оборот по операциям активных клиентов в ИБ и МБ увеличился на 121,95% в 2016 году по сравнению с 2015-м. С каждым годом, по данным кредитной организации, растет количество трансакций в ДБО для оплаты услуг, в том числе и по обязательным платежам (пени, налоги, штрафы, оплата ЖКУ). Отдельно в банке отмечают, что в интернет- и мобильном банке «Русского Стандарта» в 2016 году (по сравнению с 2015-м) стало на 7,38% больше операций именно по оплате ЖКУ. «При этом популярность наличных для оплаты тех же коммунальных услуг не уменьшается. Не стоит забывать о многочисленных группах консервативных клиентов, которым просто удобнее обращаться в кассы, чем в Интернет. Особенно много таких людей в регионах, — уточняет Глазачев. — По нашим данным, около трети (29%) тех, кто активно пользуется банковскими онлайн-сервисами для оплаты ЖКУ и других услуг, проживают в Московском регионе. При этом из них 18,87% — в самой Москве. За Москвой с сильным отрывом следует Санкт-Петербург: в Северной столице проживает 7,41% банковских клиентов, предпочитающих использовать дистанционные каналы обслуживания». Как ни странно, опыт европейских стран показывает, что при росте проникновения Интернета и дистанционных банковских технологий количество отделений банков (как формат для наличной оплаты услуг) продолжает расти, отмечает Иван Глазачев. «Иными словами, эти два разных канала оплаты развиваются параллельно и не мешают друг другу, а, наоборот, дополняют», — заключает он. Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru