Развивая бизнес, столица дотирует регионы
Полтриллиона рублей потратит правительство в этом году на выравнивание региональных бюджетов. Откуда эти средства и как тратятся? Об этом заседание Клуба политологов «ВМ».Москва выкачивает деньги из регионов!» «Мы все работаем на Москву!» Подобные высказывания по всей России, увы, звучат каждый день. Еще в июле 2016 года глава правительства Дмитрий Медведев провел совещание о расходах федерального бюджета на 2017–2019 годы. — Регионы должны, конечно, стремиться к сбалансированности, к самодостаточности своих субъектов, учиться зарабатывать необходимые средства, проводить ответственную и рациональную финансовую политику, — заявил премьер-министр. В рамках Клуба политологов в медиацентре «ВМ» эксперты — Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук; Михаил Нейжмаков — ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций; Дмитрий Орлов — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций; Дмитрий Гусев — политолог, политконсультант, политтехнолог, руководитель Bakster Group и студенты-политологи — дискутировали о распределении бюджетных средств между субъектами нашего государства. МЫ ДОНОРЫ — Начнем с того, что Москва не дотационный регион. Она не из кого «не сосет соки». Москва — регион-донор, то есть сама активно пополняет федеральный бюджет, — пояснил политолог Дмитрий Журавлев. — Дело в том, что в столице есть много объектов налогообложения: это и разного рода компании, и частные лица, то есть работающие люди, и дорогая земля, и дорогая недвижимость. И чтобы все эти объекты налогообложения существовали и пополняли бюджет, властям нужно хорошо потрудиться. ЗАЧЕМ РАБОТАТЬ, ЕСЛИ МОЖНО ПРОСИТЬ? Дмитрий Журавлев отметил, что абсолютное большинство — более 70 — регионов, это регионы дотационные. Иными словами, они больше получают из российского бюджета, чем в него отдают. — А доноров — меньшинство, всего 12, — пояснил эксперт. — И это очень печально. Откуда взялась эта схема? А из Конституции. В Основном Законе сказано, что каждый гражданин России имеет право на бесплатное среднее образование, медицинское обслуживание и т. д. Проблема в том, что большинство регионов просто не в состоянии эти социальные гарантии обеспечить. Бедные они! Поэтому и нужны дотации из федерального центра. По мнению Журавлева, нынешняя схема распределения бюджета, к сожалению, не ведет к развитию регионов. — Этот механизм имеет очень важный недостаток. Он не мотивирует на решение проблем. Потому что если регион начнет развиваться и лучше жить, ему урежут дотацию, — считает эксперт. Получается, что цель региональных властей — не развивать экономику региона, создавая благоприятный инвестиционный климат и новые рабочие места. Цель — как можно больше «выбить» из федерального центра. По словам Журавлева, провинциалы завидуют не тому, сколько денег дает Москва в бюджет, а уровню жизни москвичей. — А это богатство — следствие развития бизнеса, — пояснил политолог. — Взять, например, крупные банки. Все они имеют головной офис в Москве. А банковский оборот — это тоже налогооблагаемая база. БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ Михаил Нейжмаков выразил мнение, что из-за оттока денежных средств регионы-доноры зачастую не могут реализовывать и развивать свои собственные проекты. — От экономических неурядиц последних лет больше страдают благополучные регионы, поскольку именно там было анонсировано больше инфраструктурных проектов. Когда от этих проектов приходится отказываться, происходят разного рода конфликты, в том числе имеющие явный социальный подтекст, — сказал эксперт. Он привел пример 2014 года, когда депутат Тюменской областной думы Гарри Столяров попенял федеральному центру — почему же он не вкладывает деньги в строительство дорог на территории этого сибирского региона? Дескать, мы в федеральный бюджет отдаем немало, а что же получаем для себя?! И если раньше этот вопрос задавали разве что региональные депутаты, то сейчас этим вопросом задаются уже и губернаторы регионов-доноров. Между тем, как считают многие эксперты, немалая часть глав дотационных регионов озабочены прежде всего вопросом в основном «правильной» переписи населения. Ведь чем больше народу, тем больше дотаций! — Мы все радуемся, что в России растет число жителей, что нас становится все больше. Но так ли это в действительности? — задается вопросом Журавлев. — Где реальный рост и где «мертвые души» — для увеличения финансирования? Мы не знаем. ПОРА МЕНЯТЬ СИСТЕМУ Политконсультант и политтехнолог Дмитрий Гусев отметил, что сама жизнь заставит нас изменить налоговую схему. — У нас налоговая система отношений федерального центра и регионов устроена так, что губернаторам не интересно работать, они не мотивированы на то, чтобы у них регион развивался, — подчеркнул Гусев. Еще один аспект проблемы, как пояснил эксперт, в том, что налоги искусственно «уводятся» из регионов. — Так, в Омске и Астраханской области крупнейшие предприятия — нефтеперерабатывающие заводы — вдруг сменили юридический адрес, теперь они зарегистрированы в Санкт-Петербурге. И местные бюджеты лишились чуть ли не половины средств! — рассказал эксперт. — Эту проблему тоже нужно решать. Ведь, например, губернаторы, выбранные в 2012 году, скоро начнут переизбираться. Что-то обещать. Но им не на что свои обещания выполнять: налоговые отчисления просто увели из региона! По словам Дмитрия Гусева, такая ситуация чревата внутрироссийскими конфликтами. Речь опять может зайти о «независимости» каких-то регионов или создании очередной Уральской республики, как это мы уже наблюдали в 1993 и 2014 году. ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОЕННЫЙ ДИАЛОГ По словам генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, между центром и регионами должен идти диалог. — В период кризиса и в период восстановления вопросы выравнивания бюджетной обеспеченности и сохранения влияния федерального центра на возможности этого выравнивания очень актуальны, — сказал эксперт. Политолог привел пример с перераспределением налога на прибыль. Как известно, он составляет 20 процентов. Из них два шли в федеральный бюджет, а 18 оставалось в регионе. Минфин предложил другую схему распределения, что у губернаторов вызвало бурю эмоций. — Глава Татарстана Рустам Миниханов, например, комментируя инициативу, употребил слова «раскулачивание» и «глупость». Причем не в бане, а на публичном мероприятии, — рассказывает Орлов. — Это было большой ошибкой, поставившей под сомнение политическое будущее Миниханова как федерального политика. А вот Сергей Собянин, не делая никаких публичных заявлений, не бросая вызов федеральному центру, во внепубличном формате вопрос решил. По словам Дмитрия Орлова, мэр Москвы провел переговоры на федеральном уровне и отстоял позицию многих регионов, что перераспределение налога на прибыль не должно быть радикальным. — Федеральный центр прислушивается к мнению Сергея Собянина. В итоге сейчас перераспределение происходит по схеме 17/3 процента, то есть схема изменилась незначительно. Хотя изначально Минфин закладывал совсем другие параметры, — пояснил политолог. — Вот вам пример эффективного диалога главы региона и федерального центра. А затевать конфликт, сбивать глав регионов в «коалицию недовольных» — неэффективно. Я думаю, тому же Татарстану федеральный центр теперь будет выделять меньше средств. Потому что грубости никто не потерпит. НУЖНЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Дмитрий Завгородний, студент Государственного университета управления, исполнительный директор Junior Chamber International Russia добавил: — Мы тут много говорили о перераспределении бюджетных средств. А давайте поговорим об их добывании! Посмотрите: бюджет России на этот год — дефицитный. Резервный фонд мы практически потратили. И что дальше? По-моему, диалог федерального центра и губернаторов должен строиться не вокруг дележки, а вокруг зарабатывания средств — чтобы было, что делить! Дмитрий Орлов считает, что нужны инвестиции: — В России много «медвежьих углов». Взять, например, Республику Тува. Ее годовой бюджет — 18 миллиардов рублей, — рассказывает эксперт. — Для сравнения: Москва на новогоднее оформление города потратила 7 миллиардов рублей. Вот такие мы разные. Вот такие у нас разные возможности. Поэтому нужно ставить вопрос о вложениях в тот или иной регион, чтобы он сам начал что-то зарабатывать и хотя бы отчасти себя содержать. В ходе круглого стола был приведен пример Калуги. Губернатор Артамонов создал здесь крупный промышленный кластер, где собирают автомобили-иномарки. И что? Поимела ли что-то Калужская область с этого? Ничего не поимела. А имей Артамонов хорошие отношения с ребятами из Министерства финансов — регион был бы в шоколаде. В этом, по крайней мере, убеждены многие эксперты. Дмитрий Орлов парировал: — Все, что сделал Артамонов, это организовал сборочное производство «Фольксвагенов» по дороге на Москву. И получился такой монорегион, — рассказывает эксперт. — Как только грянул кризис, спрос на автомобили упал, весь этот проект стал, мягко, говоря, хромать. Сейчас в области огромная безработица, а профсоюзы бьются за сохранение прав трудящихся. Вывод: инвестиции должны быть правильными. Прежде всего — в инфраструктуру региона. Например, автодороги, транспортное обеспечение. Чтобы «заходить» сюда было выгодно разным инвесторам. Возможно в этом, был сделан вывод, и один из секретов эффективности Москвы. Здесь активно строятся дороги и метро, создаются технополисы, где можно организовать инновационное производство и получить льготу от городских властей. В городе максимально упрощена схема согласования строительства и присоединения коммуникаций. Поэтому и бизнес развивается, и бюджет пополняется, и регион остается донором. Кто хочет, тот зарабатывает. Кто не хочет — вечно клянчит у центра.