Новый охотник за подлодками: зачем Ил-114 нужен российской армии
Закупки турбовинтового самолета Ил-114 силовыми ведомствами превысят продажи авиакомпаниям. Такой вывод можно сделать, проанализировав заявления руководства авиастроительной отрасли и представителей Министерства обороны РФ, сделанные в конце января – начале февраля 2017 года. Предположительно, доля государственных заказчиков достигнет 60-70%. О том, почему новый региональный турбовинтовой самолет нужен российской армии, ТРК «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов. Региональный 60-местный самолет Ил-114 был создан в конце 1980-х годов и совершил первый полет в 1991 году. Его производство было налажено на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте, однако после распада Советского Союза оно оказалось в другом государстве и было фактически остановлено: за все это время собрали около двадцати самолетов. О том, что этот проект необходимо реализовывать в нашей стране говорилось довольно давно, однако лишь в январе 2017-го дело сдвинулось с мертвой точки. Самолет для нового времени Ситуация изменилась после политического кризиса на Украине, когда было прекращено сотрудничество с ГП «Антонов» по производству в нашей стране самолетов Ан-140 и Ан-148. Именно тогда стало понятно, что Ил-114 стал фактически единственным отечественным региональным самолетом, производство которого можно наладить в условиях западных санкций (разработчик машины, АК «Ильюшин» расположен в Москве). И если авиакомпании могут закупать самолеты этого класса за рубежом, то для российской армии это исключено. При этом надо понимать, что парк региональных самолетов Ан-24 и Ан-26 сильно изношен, и в скором времени эти машины будут списываться. Новая базовая платформа необходима и Вооруженным силам. Во многом именно это подтолкнуло правительство к выделению средств на возобновление производства. В ходе телемоста между Кремлем и авиазаводом в Луховицах 26 января Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что деньги на реализацию проекта выделены. «Да, они действительно перечислены на счета корпорации и доведены сюда, до Производственного Комплекса №1 Российской Самолетостроительной Корпорации «МиГ», - рассказал ТРК «Звезда» президент ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь. - Здесь, в Луховицах, уже начинаются работы, связанные с подготовкой производства, передачей документации и изготовлением оснастки. Объем производства: мы рассматриваем минимум сто машин в перспективе на десять лет». Летающая маршрутка Сегодня точных данных по тому, как будут распределяться самолеты новой сборки, нет. По расчетам маркетологов ОАК, российским авиакомпаниям потребуется порядка девяноста турбовинтовых пассажирских самолетов всех марок вместимостью от 30 до 80 мест в перспективе до 2035 года. К окончанию этого срока производство «Илов» в Луховицах давно прекратится. А самое главное – коммерческие авиакомпании имеют на выбор несколько моделей турбовинтовых самолетов в размерности Ил-114, включая китайские МА-60/600/700, европейские ATR и канадские Q400. Федеральное Агентство Воздушного Транспорта пока что собрало всего 19 заявок авиакомпаний на новенькие Ил-114. И это несмотря на довольно умеренную цену – 960 миллионов рублей за единицу продукции. Такого количества откровенно недостаточно, чтобы вернуть инвестиции порядка 50 миллиардов рублей, которые Кремль обещал выделить на реализацию программы (пока что ОАК выделено порядка полутора миллиардов, ОДК – около восьмисот миллионов). Увеличение продаж на гражданском рынке можно получить, реализовав часть выпуска иностранным авиаперевозчикам. Но вот беда: авиационные власти США и Западной Европы, а вместе с ними и ряда государств развивающего мира, при сертификации пассажирских самолетов выставляют требование о разделении военного производства и гражданского. Юрий Слюсарь признал существование данной проблемы, и высказал желание ОАК заняться поиском решения. «В первую очередь, конечно, самолет Ил-114 делался в интересах решения задач транспортной мобильности внутри страны. Он призван прийти на замену стареющему парку Ан-24, которые, несмотря на приличный возраст, еще эксплуатируются. Ил-114 - как раз та машина, которая может заменить устаревшую технику в парке региональных авиакомпаний». «Вместе с тем, мы рассчитываем, что Ил-114 будет использоваться как платформа для всевозможных специальных комплексов – разведки, патрулирования, мониторинга. Рассматриваем вариант постановки на лыжи, для использования в Арктических зонах и в качестве патрульно-спасательной машины. Словом, самолет найдет достаточно широкое применение в различных государственных структурах. При этом у самолета, бесспорно, есть и некоторый экспортный потенциал применительно к ряду стран, но для его реализации нужны все необходимые сертификаты», - сказал Слюсарь. Новый охотник за подлодками Ил-114 станет хорошей заменой самолетов семейства Ил-18, которые продолжают эксплуатироваться ВС России. Директор дирекции специальных программ авиации ПАО «ОАК» Николай Столяров характеризует их как «прекрасные машины, которыми гордятся все те авиаторы, кто на них летает. Машины семейства Ил-18 очень нравятся Авиации Военно-Морского Флота и Воздушно-Космическим Силам, поскольку это очень надежный самолет». Эти слова Николай Викторович сказал 31 января на передаче восьмого Ил-38, прошедшего модернизацию в вариант с «Новелла-П-38». Начальник морской авиации ВМФ России, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России, генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин поведал журналистам, что ВМФ России планирует, в перспективе до 2025 года, модернизировать порядка тридцати самолетов строя в вариант Ил-38Н. То есть доработать менее половины парка машин данного типа (в период с 1967 по 1972 гг. было построено 65 серийных машин). По его словам, модернизированные самолеты «позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами Президент России, а именно выйти на 70% рубеж новых самолетов морской авиации». Однако лучшим решением, конечно, станет замена стареющей авиатехники на новую. При этом морской патрульный вариант Ил-114 может оснащаться тем же комплексом «Новелла», что не потребует больших усилий при переучивании летного и технического состава. А его летно-техническое характеристики (близкие, и даже несколько превосходящие по отдельным моментам ЛТХ Ил-38) позволят использовать наработанные экипажами Ил-38Н новые тактические приемы поиска и уничтожения подводных лодок противника. Таким образом, Ил-114 в варианте морского патрульного самолета сможет (как и его предшественник) успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок, радиоэлектронного наблюдения за подводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения на море, а также экологического мониторинга водной поверхности. Кроме того, специальные варианты Ил-114 могут быть созданы на замену парку самолетов Ил-20 и Ил-22, которые используются ВКС России в качестве разведывательных, в частности, при выполнении боевых операций в Сирийской Арабской Республике. «МиГ» для «Ильюшина» Старт проекта намечен 2017 год, выпуск готовой продукции запланирован на протяжении восьми лет. Поставка первого товарного Ил-114 пройдет в 2021 году, затем темп выпуска достигнет 12 машин ежегодно. «Если платежеспособный спрос окажется больше, мы будем только рады. В таком случае будет обеспечена сбалансированная загрузка ПК-1», - продолжает Юрий Слюсарь. А она очень необходима ввиду прекращения производства здесь палубных истребителей МиГ-29К/КУБ (всего, с 2009 по 2016 гг., ВМС Индии поставлено 45 машин, ВМФ России - 28). Численность трудового коллектива ПК-1 (первый производственный комплекс) составляет 4500 работников, и увеличивается за счет перевода сюда желающих из числа работников ПК-2 – бывшего московского завода «Знамя Труда». У последнего нет работы с завершением выполнения последних заказов на многоцелевые истребители аэродромного базирования МиГ-29СМТ (заключительные поставки ВКС России прошли в 2016 году, по контракту на 14 таких машин). Президент ОАК комментирует: «Раньше московская площадка была активно задействована по программам самолетостроения. Сегодня мы кооперацию на ее основе не расширяем и новые заказы туда не передаем. Держать в центре Москвы производственную площадку - очень затратно. По планам индустриальной модели ОАК, эта площадка стоит «на вынос». Сейчас новые МиГи там больше не собираются, - они продолжают строиться в Луховицах и Нижнем Новгороде». Свободные мощности Корпорация «МиГ» активно «разворачивает» в интересах «ильюшинского» изделия. «Этот самолет будут делать сразу два завода, в Луховицах и Нижнем Новгороде. Агрегаты – значительное количество – будут изготавливаться НАЗ «Сокол». Непосредственно финальная сборка и сдача серийных машин заказчикам будет проходить в Луховицах. Собственно, под это дело будет задействован огромный сборочный цех (который раньше использовался на сборке МиГ-29К/КУБ – прим. Редакции). В свое время, он был спроектирован так, чтобы здесь можно было выполнять работы в интересах и военных, и гражданских программ», - рассказал Слюсарь. Школа для конструкторов Стоит отметить, что Ил-114 проектировался не только для перевозки пассажиров, существуют также и его модификации для переброски грузов (Ил-114Т), и учитывая, что Минобороны РФ активно развивает инфраструктуру в труднодоступных регионах страны, в том числе и в Арктике, такой самолет мог бы очень пригодиться военному ведомству. Кроме того, нужно помнить, что Ил-114 в сущности является продолжением линейки таких самолетов как Ил-14 и Ил-18 одного из старейших российских конструкторских бюро, и многие его создатели до сих пор работают в нем. Возобновление производства этой машины позволит старшему поколению передать свой опыт молодым конструкторам, которые в будущем будут создавать новые самолеты как для гражданских авиалиний, так и для министерства обороны. Текст: Владимир Карнозов