Ритейлер X5 Retail Group ведет переговоры о пилотном запуске "умного магазина" в России по примеру Amazon. "Поумнеть" торговым сетям помогут высокие технологии. Как эта система будет действовать на практике? Представьте себе магазин, который подстраивается лично под вас. Вы покупаете привычный набор продуктов и именно на него получаете персональную скидку, а затем достаете смартфон и оплачиваете все это, минуя кассу. Это совсем не фантазии маркетологов, а то, что уже тестируют владельцы торговых сетей. "Пятерочку", "Карусель" и "Перекресток" ее владельцы будут превращать в "умные магазины". На основе анализа более чем трех миллиардов покупок поход за продуктами обещают сделать максимально адаптированным под каждого. Перспективные стартапы будут выбирать в Фонде развития интернет-инициатив. "Мировой ритейл движется в направлении того, что в какой-то момент ритейлеры должны будут знать практически всё о своих покупателях, все их преференции, какие товары им хочется покупать", — считает директор по стратегическому маркетингу и планированию X5 Retail Group Вадим Капустин. Традиционный ритейл прежде был консервативен в вопросах технологий. Однако за последние два года мировые инвестиции в торговый хай-тек достигли почти двух с половиной миллиардов долларов. Одна из новейших разработок по доставке грузов в магазины — сервис для автоматического заказа GoCargo, аналог заказа такси для бизнеса. "В нем принимает участие 350 независимых небольших транспортных компаний. Соответственно, у того, кто хочет развезти товар, есть возможность в систему войти и разместить заказ", — рассказывает главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. Еще одна инновация — геоинформационная система, ГИС. Человек фотографирует место для предполагаемой аренды магазина, отправляет файл в систему. И программа дает всю нужную информацию: ставку по аренде, сколько людей живет в районе, и даже что они чаще покупают. Теперь Фонд развития интернет-инициатив будет сам, что называется, "выращивать" перспективные стартапы и предлагать их крупным торговым сетям. "Эти проекты получат инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив в размере от 2 до 25 миллионов рублей. Также эти проекты получат поддержку наших партнеров из Х5 Retail Group: экспертную поддержку, поддержку опробования на своих сервисах, на своих клиентах", — пообещал директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов. Стартапы в розничной торговле — не только персонализация покупок или возможность заказа товаров на дом, но и автоматизация процессов. Роботы обходятся дешевле и справляются с монотонной работой лучше человека. За три года работы Фонда появилось несколько тысяч быстрорастущих IT-компаний в сфере торговли. Причем половина из них подали заявки на инвестиции в прошлом году.