Эксперты назвали топ-100 компаний РФ по капитализации по итогам 2016 года

Агентство «РИА Рейтинг» подготовило четвертый по счету ежегодный рейтинг самых дорогих публичных компаний России. Согласно рейтингу, капитализация топ-100 компаний за прошедший год выросла на 58%, или 233 млрд долларов, составив 635 млрд. Список ста крупнейших публичных компаний России за год поменялся не сильно: в нем лишь семь новых компаний. В частности, в результате двух относительно крупных IPO в список вошли НК «РуссНефть» и ФГ «Будущее». Состав первой тройки не изменился, но многолетний лидер — «Газпром» — уступил свое место. Лидирующую позицию теперь занимает НК «Роснефть», чья капитализация за 2016 год выросла почти на 90% до 70 млрд долларов. На второй строчке расположился Сбербанк (капитализация равна 61,2 млрд долларов, прирост — более 100%). «Газпром» теперь замыкает тройку, показав более слабый прирост рыночной капитализации (35,4%). В первой десятке рейтинга также расположились «ЛУКОЙЛ», «Новатэк», ГМК «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Магнит», «Газпром нефть» и ВТБ. Таким образом, шесть из десяти самых дорогих компаний представляют нефтегазовый сектор, также в десятке представлены два банка, одна металлургическая компания и одна розничная сеть. Общая капитализация первой десятки за год выросла на 55%. Наивысшие темпы прироста продемонстрировал Сбербанк, наименьший прирост — у «Сургутнефтегаза» (8,8%). В целом рыночная капитализация выросла в 2016 году у 91 компании из топ-100. Для сравнения, в 2015 и 2014 годах таких компаний было лишь 45 и 12 соответственно. Лидером первой сотни по росту рыночной стоимости стал «Европлан». Капитализация этой компании в течение года возросла более чем в семь раз. Взрывной рост капитализации стал следствием роста котировок и дополнительной эмиссии акций на сумму порядка 15 млрд рублей, поясняют аналитики. Наибольшее сокращение капитализации в 2016 году из компаний, попавших в рейтинг, продемонстрировала QIWI. Ее капитализация за год сократилась на 29%, при этом основной причиной снижения, по мнению экспертов агентства «РИА Рейтинг», стало значительное сокращение терминальной сети (порядка 20%), развитие дистанционного обслуживания у банков, а также введение дополнительных надзорных требований к платежным системам со стороны Банка России. В числе компаний со снижением рыночной капитализацией также оказались «МегаФон», Mail.Ru Group, группа «Черкизово», «Славнефть — Мегионнефтегаз» и «Отисифарм». Согласно рейтингу, российский финансовый сектор представлен наибольшим количеством эмитентов (16 компаний против 15 по итогам 2015 года). За два года число компаний финсектора в рейтинге выросло на шесть, что является наиболее заметным прогрессом среди всех отраслей. Впервые за последние годы доля трех наиболее крупных отраслей по капитализации превысила 70% от суммарной капитализации топ-100 компаний. Таким образом, отраслевая концентрация капитализации в России продолжает оставаться на высоком уровне и демонстрирует рост, указывает «РИА Рейтинг». Наибольший вклад в общую стоимость самых дорогих компаний внесли корпорации, связанные с нефтегазодобычей и нефтепереработкой (44,1% от суммарной капитализации топ-100, 60% прироста капитализации). На компании финансового сектора приходится 15,8% общей капитализации топ-сотни компаний (плюс 66,5% по объему к 2015 году), третья по доле отрасль — металлургия (11,6%, плюс 63,2%). Наихудшую динамику в 2016 году продемонстрировали компании из таких отраслей, как АПК и пищевая промышленность, информационные технологии, телекоммуникации, химия и нефтехимия. «Список аутсайдеров немного неожиданный, так как, согласно статистике, данные отрасли демонстрируют неплохие показатели развития. Так, в сельском хозяйстве 2016 год стал рекордным почти по всем направлениям, химическая отрасль — один из лидеров в обрабатывающем секторе, IT-компании демонстрируют рост доходов и в целом имеют хорошие перспективы. Но, видимо, у рыночных игроков свой взгляд на перспективы данных секторов», — комментируют аналитики. В 2017 году, по мнению экспертов, можно будет ожидать дальнейшего роста стоимости большинства публичных компаний, но, вероятно, он будет заметно слабее в силу исчерпания эффекта низкой базы. Продуктовый виджет