«Платон»: «Майдан на колесах» докатит до Кремля
Анонсированного Министерством транспорта РФ повышения с 1-го февраля тарифов в системе «Платон» не будет. Об этом в минувший понедельник заявил первый заместитель министра Евгений Дитрих. По его словам, ситуация «несколько изменилась», и запланированное повышение перенесено на более поздний срок. «Были высказаны различные предложения, есть у нас и обращения перевозчиков о том, что двукратное повышение тарифов очень усложнит их работу. Мы эти предложения проработаем, направим в согласованном с другими заинтересованными ведомствами варианте в правительство. И будем ожидать принятия решения», - объяснил Дитрих, не вдаваясь в детали. Разве только уточнив, что соответствующее поручение несколько ранее получил от главы правительства РФ Дмитрия Медведева министр транспорта Максим Соколов. Предполагалось, что с февраля тариф вырастет в полтора раза – с 1,53 рубля за км до 2,61 руб. А к середине лета - до 3,73 рублей. Учитывая расстояния, которые преодолевают во время рейса большегрузы, набегает у них за одну поездку прилично. Новость «от Дитриха» порадовала отечественных дальнобойщиков. Они не скрывают, что ждали её. Второй год, с осени 2015 года, ведут борьбу с пресловутым «Платоном». То есть, с тех самых пор, как данная система взимания платы с грузовиков массой выше 12 тонн («плати за тонну» - так она расшифровывается) была принята в РФ. Считают её не просто дополнительной финансовой нагрузкой на свой бизнес, а «форменным грабежом в угоду олигархам» - ни больше, ни меньше! ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: (статья) На Украину пошёл "груз 200" из-под Авдеевки и Широкино - Порадовать-то новость порадовала, но вопрос тарифов для нас на самом деле не главный, - сказал корреспонденту «СП» водитель с 20-летним стажем Александр Лицкевич. - Второй год мы ждем отмены самого «Платона», системы, надуманной, несправедливой и грабительской. «СП»: - Год назад, когда мы с вами познакомились, вы были достаточно успешным предпринимателем, имели свою машину… - Продал я её. Зажала нас власть со всех сторон. Убыточным стал мой индивидуальный бизнес. Теперь – рядовой водитель большегруза, нанятый работник. А у меня на содержании, между прочим, жена с двумя малолетними дочками, престарелый свекор и тяжелобольная мать. «СП»: - По всей стране приходится ездить или только в ближних к Питеру регионах? - Да, как и прежде, по всей России, грузы всем нужны – и в столицах, и на окраинах. «СП»: - Верно говорят, что на сибирских дорогах пресловутого «Платона» как не было, так и нет до сих пор? - За всю Сибирь я не скажу, но точно знаю, что в Новосибирской области, как и в Иркутской, эта система не работает. Там иные заработки, чем в центральной России. Дополнительные выплаты, тем более, на такое сомнительное дело, как «Платон», просто убьют тамошний бизнес перевозок. Это одна причина. Другая в том, что Минтрансу, кажется, техники не хватило, чтобы оборудовать там рамки, необходимые для определения массы большегрузов. К тому же, местные предприятия перевозчиков из числа крупных, хронически не платят налогов. Понятно, что и за сомнительный «Платон» платить тоже не будут. «СП»: - А дороги в Сибири, впрочем, не только в ней, вообще в России, стали лучше? Имею в виду федеральные трассы, ведь, как было объявлено, именно на их содержание и должны пойти средства, собранные с помощью «Платона». - Надо долго вспоминать, где они стали лучше… В Ижевске немного подлатали, в Екатеринбурге. А трассу «Пермь – Екатеринбург» так «подлатали», что весной там наверняка опять будет, не сомневаюсь, форменный раздолбай. Трасса «Шарья-Тотьма» - это вообще направление, а не дорога. Зимой её снежный накат держит, а с наступлением тепла точно «поплывет». Даже одна из самых востребованных «М-10» (Москва-Петербург – авт.) в ямах. «СП»: - Недавно прошла информация о том, что немалая часть «платоновских» средств уходит на ремонт не федеральных, а региональных дорог. - Судя по Питеру, она вообще не на дороги уходит, а в какие-то «черные дыры». В моем родном Петербурге и на подъездах к нему сейчас столько настроили, дом на доме стоит, а подъездов к ним никаких. Я живу на юго-западе города, там по утрам из дома не выбраться, по вечерам домой не добраться, часами стоим в пробках. Одни сплошные жилые кварталы, и две старенькие полуразбитые магистрали для проезда… Видеоврез (реклама) «СП»: - Но вот в Омске, я слышала, появились столь нужные там современные мосты, новые магистрали. - Потому что омичи массово вышли на акции протеса. И столь решительны были в своем желании «дойти до Кремля», что власть, похоже, не на шутку испугалась. «СП»: - Отмена повышения тарифов – серьезный успех дальнобойщиков. До этого, прошлой зимой, благодаря вашим протестам значительно были снижены штрафы за неуплату при проезде по федеральным трассам. С вами, наконец, начали считаться. - Результат есть, да, но не тот, что нам надо. В правительстве создали сейчас некие рабочие группы, в которые вошли, как нам говорят, представители дальнобойщиков. Ждешь от этих групп реальной помощи, а на деле... Ну, вот, один пример. Заседает в одной из таких групп бывший перевозчик. Поначалу, в 2015 году, он был ярым противником «Платона». Считал, и справедливо, что тот убьёт всех частников в деле перевозок. А теперь, когда ему предложили занять официальное место в той самой «рабочей группе», заговорил с точностью «до наоборот». «СП»: - Что же ваши «проверенные в боях» активисты – председатель «Объединения перевозчиков России» (ОПР) Андрей Бажутин, его заместитель Сергей Овчинников? - Они от нашего общего дела не отказываются. Численность ОПР растет. Перевозчики понимают, что отступать больше некуда. Бажутину, кстати, тоже пришлось продать свой бизнес, работает сейчас, как и я, рядовым водителем. Для него, считаю, это и хорошо – больше времени остается на наши общие дела. Есть среди нас и другие верные бойцы. Например, Юра Бубнов. Во время недавнего «круглого стола» в Общественной палате, он все сказал, что думает (и мы все) как о пресловутом «Платоне», так и в целом о работе нынешнего российского правительства. Знаете, что ему после окончания заседания, так сказать, за камерами, не для печати, сказал представитель министерства? Что вся эта затея с «Платоном» - для того, чтобы свести автомобильные грузоперевозки к минимуму. Власть хочет перевести этот бизнес на железную дорогу. Мол, так стране выгоднее. А чтобы никто, извините, не вякал, некоторым большим компаниям перевозчиков, как бы разрешают не платить налоги, ну и за «Платон» тоже. А что такое в России «большие компании»? Это те, кто в доле с властью. Они и дотации разные получают регулярно, бонусы всевозможные имеют. А мы, индивидуальные предприниматели, не выгодны. К тому же ещё и слишком активные, за правду вздумали бороться. Мы можем прогореть, а они нет. Вспоминается история с ларьками в Питере в начале 2000-х годов. Их то разрешали, то вдруг запрещали. То дизайн нужно было срочно менять, причем, за счет самих предпринимателей, то ещё что-нибудь. А пока те приходили в себя от этих навязанных им перемен, рядом с легкой руки властей возводились гипермаркеты, которые постепенно и вытеснили ларечников. Где те же продукты стоили дешевле, чем в новоявленных супермаркетах. Один в один к тому, что делают сейчас с нами, дальнобойщиками. Все сводится к монополии. В СССР она была государственной. Сейчас – государственно-олигархическая. «СП»: - Чувствуется, накипело у вас!.. - Те люди в правительстве РФ, которые придумывают все эти «Платоны», убивают предпринимательство, которым, к слову, Россия всегда была сильна, явно не понимая, или не желая понимать, что действуют на грани фола, настраивая против власти рабочий класс. А к чему это может привести, известно. Дополняет Александра Лицкевича его коллега, заместитель председателя «Объединения перевозчиков России» Сергей Овчинников. - Многие россияне верят, что всё у нас в стране хорошо. А потом идут в магазин, а там всё дорого. И тарифы на ЖКХ постоянно повышаются. И так всюду. Но нам постоянно говорят, что надо потерпеть. Мы, рабочий люд, терпим и продолжаем нищать. За декабрь минувшего года и январь наступившего цены на продукты выросли в среднем в 1,5-2 раза. Хотя нам обещали, что «Платон» не затронет ценообразования. «СП»: Считаете, что цены растут исключительно из-за «Платона»? - Конечно. Коммерсанты (владельцы грузов – авт.) прекрасно понимают, что их товары возят грузовики. И они закладывают расходы на «Платон» в стоимость товаров. Министр транспорта Соколов заявил, что вот хлеб не подорожал. Но, во-первых, у нас хлеб фурами не возят. Во-вторых, встречный вопрос: а он в «газелях» родится, что ли - хлеб? Не надо пахать, сеять, доставлять зерно на элеватор и т.д., да? А это все, между прочим, спецтранспорт. В одну сторону он везет муку, в обратную идет пустым. Но за пользование федеральными трассами платит и в первом, и во втором случае. То есть, сразу два «Платона». И так во всем. Принцип снежного кома. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: (статья) Шойгу пожалует армию «Максимами» с гравировкой «СП»: - Если бы «Платона» не существовало, то все было бы замечательно? - То, что правительство делает с нашей транспортной отраслью, ни в какие ворота не лезет. У нас с октября 2016-го в Кодекс административных нарушений внесли поправки, предусматривающие штрафы за нарушение весогабаритных параметров. Цифры там неподъёмные - от 150 тысяч рублей до полумиллиона. Причем, штрафы идут с каждой камеры. Что это значит? А то, что когда я, водитель, вернусь домой, без груза, без документов, которые сдаю после рейса, то получу «письмо счастья» с предписанием оплатить нарушение. И как я могу доказать, что на самом деле ничего не нарушал? Специалисты знают: нагрузка на оси разная. Чтобы избежать перевеса, фуры должны грузиться не в полную. А как высчитывать? Не каждый водитель имеет возможность проконтролировать размещение груза внутри кузова. Водителя часто туда вообще не пускают. Отвечает за погрузку кладовщик. Я знаю многих людей, которые выплатили за прошлый год по 300 тысяч дополнительно к тому, что было раньше. Эта нагрузка так давит на людей, что они понимают: овчинка выделки не стоит. Бросают бизнес и уходят.