Газ немного тормоз
Водители Татарстана сорвали планы правительства по переходу с бензина на метан Автовладельцы Татарстана не спешат переходить с бензина на газ. Вчера заместитель министра экономики республики Рустам Сибагатуллин сообщил, что за 2016 год на метан было переоборудовано чуть более 800 бензиновых автомобилей, что вдвое меньше, чем предполагает программа развития газомоторного топлива в Татарстане. Она была принята четыре года назад по соглашению с Газпромом. Ситуацию не спасают и меры стимулирования водителей — 30% стоимости перевода транспортного средства на газ им оплачивает татарстанский бюджет. Эксперты считают, что использование метана остается нерентабельным, и говорят о «мороке» с перерегистрацией автомобилей, переведенных на газ. В Татарстане в 2016 году в рамках мер по субсидированию перевода транспортных средств на газомоторное топливо (метан) было переоборудовано 836 машин. Об этом вчера сообщил заместитель министра экономики республики Рустам Сибагатуллин. Он уточнил, что 136 машин принадлежат физическим лицам, 698 — юридическим. Автовладельцам из бюджета Татарстана было выплачено 20,7 млн руб. субсидий. План оказался невыполненным почти наполовину — чиновники рассчитывали, что за прошлый год будет переоборудовано 1,5 тыс. машин. Напомним, решение субсидировать перевод автомобилей на метан было принято правительством республики год назад и закреплено соглашением с ООО «Газпром газомоторное топливо» («Газпром ГМТ», «дочка» Газпрома). Власти планировали компенсировать 30% стоимости переоборудования, предусмотрев на это в бюджете 75 млн руб. Для легковых автомобилей размер субсидий составляет до 27. тыс. руб., для малых грузовых автомобилей (типа «Газель») — до 48 тыс. руб., для автобусов — до 111 тыс. руб., для грузовых автомобилей — до 114 тыс. руб. Субсидии на переоборудование магистральных тягачей достигают 147 тыс. руб., а тракторов — 210 тыс. руб. В свою очередь, «Газпром ГМТ» предоставляет новым клиентам топливную карту для получения 1,5 тыс. куб. м газа, а также предлагает займы на переоборудование под 1% годовых на срок от шести до 12 месяцев. Сообщалось, что Газпром был готов выделить до 300 млн руб., чтобы стимулировать водителей перейти на газ. Переоборудование 1,5 тыс. автомобилей на метан в 2016 году предусматривала программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан». Она была принята в 2013 году сроком на 10 лет. Ее общее финансирование составляет свыше 76 млрд руб. (14,6 млрд руб. из бюджета республики, 19,3 млрд руб.— из федеральной казны, 42,3 млрд руб. — средства Газпрома). Итогами исполнения программы также должно стать снижение выбросов вредных веществ автомобилями на 1,57 тыс. тонн ежегодно, а также реализация 2,6 млрд куб. м компримированного природного газа, приобретение республикой 15 тыс. работающих на газе, а также строительство и ввод в эксплуатацию 60 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 150 «дочерних» (передвижных) АГНКС. Вместе с тем в Татарстане сейчас только 19 автостанций, которые заправляют машины метаном, сообщил вчера директор филиала «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булат Газизуллин. Девять из них были введены в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще минимум четыре. На сайте сети АГНКС Газпрома сообщается, что сейчас в Татарстане работают лишь 12 станций, в том числе три в Казани. Несмотря на небольшое количество желающих перейти на метан, правительство Татарстана намерено субсидировать переоборудование машин и в 2017 году. «Средства из бюджета продолжают на эти цели выделяться. Плановый показатель — 1,5 тысячи единиц, мы к нему будем двигаться в 2017 году»,— сказал Рустам Сибагатуллин. Однако, по его словам, за январь было переоборудовано лишь 14 бензиновых машин. Представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин объясняет низкую востребованность программы правительства высокой стоимостью перевода на газ (например, в компании «Шанс» стоимость газобаллонного оборудования четвертого поколения с установкой начинается от 68 тыс. руб.). «Очень дорого перевести на метан, плюс высокие расходы на обслуживание. Мы в свое время делали подсчеты — с субсидией водителю экономически невыгодно переходить на метан»,— говорит он. Господин Хайруллин считает, что окупить переоборудование автомобиля можно лишь при условии большого пробега, например, таксистам, водителям автобусов. Кроме того, он сказал, что у водителей есть проблемы с перерегистрацией автомобилей, переведенных на газ — это также дорого и занимает порядка двух месяцев. При этом в Казани пока нет осуществляющих сертификацию центров. «Не знаю, решилась ли эта проблема сейчас, но водители наслышаны о ней. Это дополнительная морока и еще одна причина того, почему многие не собираются переходить на газ»,— говорит Рамиль Хайруллин. Кирилл Антонов