Гражданам не хватает на индекс
Потребительское доверие снова упало Индекс потребительского доверия Nielsen, который начал было расти весной прошлого года, вновь опустился до минимальных значений. В конце года 85% россиян были уверены, что сейчас не время совершать покупки, 79% заявили о намерении продолжать экономить даже при стабилизации ситуации в стране. Такой настрой потребителей привел к замедлению темпов роста выручки крупнейших ритейлеров. В четвертом квартале 2016 года индекс потребительского доверия составил 63 пункта, говорится в исследовании Nielsen. Тем самым он вернулся к минимальному за 12 лет наблюдений (см. график) значению, которое было в первом квартале прошлого года, и не сохранил тенденцию к росту, наметившуюся во втором и третьем кварталах (66 и 67 пунктов соответственно). Снижение индекса аналитики отчасти связывают с сезонностью: под конец года из-за трат на предстоящие праздники потребители в целом консервативны в оценках своего благосостояния. Но главной причиной в Nielsen называют изменение психологии потребителей, которые теперь следуют новым принципам: крайний рационализм, взвешенный, прагматичный подход к любой покупке, включая продукты питания. Декабрьский опрос Nielsen показал, что доля тех, кто оценивает свои финансы негативно, увеличилась на 6 п. п., до 67% в сравнении с тем же периодом 2015 года. Число респондентов, сокративших свои расходы, выросло на 2 п. п., до 75%. Опрошенные по-прежнему в первую очередь экономят на покупке новой одежды (61% в четвертом квартале 2016 года -- на 2 п. п. больше, чем в третьем квартале) и развлечениях вне дома (59%, плюс 4 п. п.). Около половины потребителей -- 49% -- стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска, столько же -- на обновление техники, 53% переключились на более дешевые бренды продуктов питания. Число респондентов, уверенных, что сейчас не лучшее время для покупок, выросло до 84% -- на 11 п. п. больше, чем в четвертом квартале 2015 года. Это один из самых высоких показателей за все время исследования, отражающий как последствия сокращения реальных доходов населения, так и сдвиг в сторону сберегательной модели поведения, подчеркивают в Nielsen. "Модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. Экономия во всем стала частью образа жизни",-- объясняет руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова. По данным компании, 79% россиян будут экономить даже при улучшении экономической ситуации. Конец года оказался непростым для всех публичных продовольственных ритейлеров. Так, ГК "Дикси" замедлила рост выручки в четвертом квартале до 4,2% (против 14,3% в годовом выражении), а в декабре даже снизила продажи на 0,6%. У "Магнита" увеличение оборота в последний месяц года замедлилось до 6,91% (12,81% за год). "Лента" замедлила рост выручки в четвертом квартале до 20,9% (21,2%). Представитель "Дикси" Антон Пантелеев подтверждает, что у потребителей сохраняется осторожное отношение к тратам, в связи с чем они отдают предпочтение товарам по акции или первой цены. Гендиректор "Ленты" Ян Дюннинг, комментируя операционные результаты за 2016 год, говорил, что впервые с 2014 года покупатели стали выбирать более дорогие товары и увеличивать их число в корзине. Но при этом рост сопоставимых продаж и среднего чека компенсируется снижением частоты визитов в магазины. В X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") признают, что в конце года рынок оставался непростым, но на фоне замедления темпов инфляции начали наблюдаться признаки стабилизации. "Так, показатели сети супермаркетов "Перекресток", которая испытывала сильное давление кризиса, но благодаря качественной адаптации предложения и наметившемуся восстановлению потребительской уверенности в четвертом квартале продемонстрировала наилучшую динамику LfL трафика среди сетей Х5",-- подчеркнул представитель ритейлера. Господин Дюнинг отмечает, что в январе 2017 года наметилось "возвращение показателей трафика на позитивную траекторию", но признает, что ситуация на рынке остается волатильной. У Росстата индекс потребительской уверенности оптимистичнее, чем у Nielsen: он рос весь прошлый год и в четвертом квартале повысился на 1 п. п., до минус 18%. Это специалисты Росстата связали с положительной динамикой в оценках населением происшедших и ожидаемых изменений в экономике страны и происшедших изменений в личном материальном положении. Анастасия Дуленкова