Войти в почту

Выжить в авиакатастрофе: российские вертолеты сделают неубиваемыми

Холдинг «Технодинамика» закончил испытания первой в России авариестойкой топливной системы (АТС) для вертолетов, которая обеспечит дополнительную защиту воздушных судов при жестких посадках. О том, зачем российскому ОПК нужна эта технология и какие перспективы она открывает на рынке вертолетной техники, сайту телеканала «Звезда» рассказали эксперты отрасли. На конец 2016 года были запланированы финальные испытания по сбросу топливной системы и, судя по тому, что результаты научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) по созданию АТС переданы Министерству промышленности, испытания прошли успешно. Созданная система должна быть устойчива к вытеканию и возгоранию содержимого баков АТС за счет применения специализированной конструкции и материалов. При падении она должна в течение 20 минут держать топливо от розлива. Зачем нужна такая технология – понятно. Требования по сертификации вертолетной техники сегодня очень сильно ужесточились. К сожалению, часто бывают случаи, когда люди погибают, потому что заживо сгорают при аварийной посадке. За это время люди могут выбежать из самолета и спастись. Технология безопасности О том, как работает технология АТС, рассказали в «Технодинамике». Во время падения топливных баков с высоты более 15 метров, а также при возникновении нештатных ситуаций в специальных элементах происходят разрывы соединений, которые предотвращают вытекание и возгорание горючих жидкостей. Материалы баков также сохраняют свою герметичность при ударах и прокалываниях. Кроме того, фторопластовые рукава и титановые фитинги АТС, выдерживают высокие температуры и давление. Научно-исследовательский институт парашютостроения (НИИП) является соисполнителем этого проекта. «Второй год мы ведем эти работы с институтами, которые разрабатывают резину и ткани. Мы разработали материал и в прошлом году провели испытания полезной модели. Мы сбросили ее с заданной высоты и показали, что розлива топлива не произошло», - рассказал директор НИИП Дмитрий Третьяков. По итогам испытаний в 2015 году уже в 2016 году технологи облегчили защитный материал практически в два раза. «Изначально мы сделали его с большим запасом. Сбрасывали его четыре раза, но так и не порвали. В контейнере с топливным баком, без контейнера», - рассказал Третьяков. Он рассказал, что ткань, которой покрыт топливный бак, достаточно эластичная. Она гасит нагрузки от возмущения жидкости, которая находится в баках. Ткань обтягивается резиной, а все выходы в несколько слоев накрываются. То же самое происходит и на углах, так как они являются концентратором напряжения. По словам Третьякова, разработка системы стала своего рода золотой серединой между прочностью и относительным удлинением, чтобы компенсировать волны, которые возникают при падении. Результаты НИОКР на начальном этапе будут внедрены в конструкцию вертолетов Ка-226Т. «Это уже не полезная модель, а модель, которая уже отвечает топливной конструкции вертолета. Это не только баки, но и топливомеры, имитаторы насосов, имитаторы трубопроводов, имитаторы межбаковых соединений. То есть это система полностью повторяет топливную систему вертолета за исключением того, что там вместо настоящих насосов их имитаторы», - пояснил Третьяков. Импортозамещение: технологии и компетенции Стоит отметить, что в мире разработкой данных систем занимаются только американцы и французы. Все остальные делают только компоненты – топливные баки, насосы, трубопроводы. Как пояснил генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков, результаты испытаний – это тот необходимый базис, который станет основой для формирования ключевых компетенций российского авиапрома в сфере создания авариестойких топливных систем в интересах всей вертолетной техники. «Это также позволит снизить зависимость отечественных вертолетостроителей от зарубежного оборудования», - отметил Насенков. Однако для завершения проекта необходимо развить технологию в России. Как пояснил Третьяков, до недавнего времени ни у одного из российских предприятий, кроме НИИП не было опыта работы с мягкими оболочками. Там делают похожие системы – вытеснительные емкости для космических аппаратов, которые входят в парашютную систему спускаемого аппарата. Создание реальной топливной системы в рамках программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» запланировано на 2017 год. Мировая доля рынка вертолетов Российская технология по созданию авариестойких баков может открыть для отечественных вертолетов большие перспективы. Дело в том, что российские вертолеты пока не отвечают некоторым международным требованиям по безопасности, но внедрение технологии позволит занять, по крайней мере, российский рынок вертолетов. А это, по словам экспертов отрасли, довольно большой объем, по сравнению с гражданским рынком самолетов. «Это все вертолеты, которые будут разрабатываться с нуля, и вертолеты, в доработке которых будет затронута топливная система. Новую топливную систему сертифицировать будет невозможно без параметра авариестойкости», - пояснил Третьяков. В целом требования по сертификации вертолетной техники очень сильно ужесточились, в том числе и к тем вертолетам, которые идут на экспорт из России. Это касается и оффшорных перевозок. Компании, которые занимаются оффшорными перевозками, предъявляют такие же требования в вопросах безопасности. Сегодня уже есть запрос от корпорации «Вертолеты России» не только на авариестойкие топливные системы, но и на баллонеты, которые должны быть на оффшорных версиях, трапы и спасательные плоты. Как уже отмечалось выше, новая авариестойкая топливная система разрабатывается прежде всего для вертолета Ка-226Т, но после успешной эксплуатации на этом вертолете, она может быть установлена и на другие. Первыми в этой линейке могут стать Ми-8 и Ми-17. У корпорации «Вертолеты России» есть «мягкий» контракт на несколько сотен вертолетов Ми-8 и Ми-17 для оффшорных перевозок. Как объяснили в «Технодинамике», в настоящее время, ввиду отсутствия у предприятий отечественной промышленности достаточного опыта в разработке и сертификации авариестойких топливных систем, основным поставщиком для современных гражданских вертолетов является французская компания AERAZUR. Именно эта фирма разработала топливную систему для вертолета Ка-62. С производителем вертолета иностранную компанию связывает длинный контракт - у них есть обязательство выкупить определенное количество систем. Однако по завершении контракта «Технодинамика» может импортозаместить АТС. То же самое может произойти и с вертолетом Ка-226 для Индии. Если в ближайшее время не будет заключен контракт, то «Технодинамика» может успеть поставить АТС в эти вертолеты для индусов. «Кроме того, мы работаем над новым перспективным морским вертолетом. К его топливной системе предъявляются требования не только авариестойкости, но и пулестойкости», - рассказал Третьяков. Но, по словам технологов, сделать пулестойкую систему проще, чем авариестойкую. Пулестойкий бак имеет специальное покрытие, которое затягивает отверстие после попадания в него боеприпаса. Вертолет Ми-38 также может получить авариестойкую топливную систему. Все должен показать 2017 год. Однако даже если устанавливать АТС начнут с вертолетов Ми-8 и Ми-17 – это будет неплохо. Доля этих вертолетов – это большой кусок рынка. Автор: Михаил Рычагов

Выжить в авиакатастрофе: российские вертолеты сделают неубиваемыми
© ТК «Звезда»