Экс-зампред Банка России рассказал, как можно увеличить доходы АСВ
Затраты, связанные с расчисткой банковского сектора, необязательно перекладывать на добросовестные банки, повышая базовую ставку отчислений в фонд страхования вкладов (ФСВ); необходимо расширить возможности Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по работе с активами ликвидируемых банков, считает экс-зампред Банка России, заместитель президента-председателя правления ВТБ Михаил Сухов. "Не обязательно перекладывать затраты, связанные с расчисткой банковского сектора, на добросовестный бизнес и вкладчиков, а пробовать активизировать рыночные методы получения средств для компенсации страховых выплат у тех банкиров, которые довели банки до плачевных финансовых результатов", — заявил Сухов в интервью РИА Новости.
Есть несправедливость
По его оценкам, доходы от продажи активов, находящихся в управлении АСВ, могут превысить эффект от повышения до максимального значения базовой ставки отчислений в ФСВ, но для этого нужно менять законодательство. "Если повысить ставку даже до максимального значения, то при нынешнем объеме вкладов можно получить порядка 30 миллиардов рублей дополнительных взносов в год", — отметил он. "Повышение ставки – достаточно простой и понятный инструмент ускорения возврата кредитов, которые ЦБ предоставил АСВ. Инструмент совершенно очевидно не справедлив в отношении добросовестно работающих банков. Более того, он весьма ограничен в возможностях… Деньги в ЦБ ощутимо быстрее не вернутся, однако в условиях снижения маржи затраты банки будут в большей степени перекладывать на вкладчиков и учитывать возросшую нагрузку в стоимости продуктов", — заявил Сухов в интервью РИА Новости. "На мой взгляд, нужно смотреть на иные возможности компенсации затрат по выплате страхового возмещения. Я считаю, что необходимо в законодательстве о банкротстве предусмотреть расширение возможностей АСВ. Под управлением агентства как конкурсного управляющего находятся несколько сотен ликвидируемых банков, обязательства которых превышают два с лишним триллиона рублей", — добавил Сухов, который до прихода в ВТБ курировал в Банке России работу с АСВ.
Как избежать повышения нагрузки на банки?
Во-первых, необходимо дать возможность АСВ быстрее реализовывать финансовые активы ликвидируемых банков, которые достаточно быстро теряют в стоимости, считает Сухов. "Несколько месяцев идет подготовка к вынесению решения о конкурсном производстве, потом формируется реестр кредиторов, и только после этого активы выставляются на продажу. Весь этот процесс занимает примерно полгода. Я думаю, что работа с активами вполне может начинаться сразу после отзыва лицензии", — считает зампред ВТБ. Во-вторых, важно расширить инструменты работы с проблемными активами ликвидируемых банков. "Сейчас активы можно только продать. Если предоставить агентству возможность управлять ими – достраивать, привлекая заемное финансирование, передавать в доверительное управление — то можно обеспечить большую возвратность", — добавил Сухов. В-третьих, стоит подумать над способами финансирования АСВ юридических фирм, которые помогают взыскивать деньги с банкиров, допустивших злоупотребления. "Не всегда у ликвидируемых банков есть конкурсная масса, которая позволяет нанимать квалифицированную юридическую экспертизу и, если укрепить механизмы возвратного финансирования этих процессов за счет средств АСВ, то на выходе можно получить выигрыш кредиторов, включая само агентство", — заключил зампред ВТБ. За последние три года лицензий лишились почти три сотни банков. Общий размер "дыры" в их балансе составил более 1,1 триллиона рублей, то есть АСВ выплатило свыше 1 триллиона рублей страхового возмещения вкладчикам лопнувших банков преимущественно за счет кредитов от Банка России. На фоне нехватки ликвидности АСВ с третьего квартала 2016 года базовая ставка страховых взносов увеличена до 0,12% с 0,1%. Как заявлял замглавы Минфина Алексей Моисеев, вопрос о дальнейшем повышении ставок взносов банков РФ в фонд страхования вкладов будет обсуждаться в первом квартале 2017 года. По его мнению, базовую ставку взносов нужно повышать. Главы крупнейших банков выступали резко против решения о повышении базовой ставки. Глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что добросовестные банки не должны оплачивать чужое мошенничество и многолетние пробелы в надзоре. Глава "ВТБ 24", розничной "дочки" ВТБ, Михаил Задорнов также отмечал, что таким образом "деньгами вкладчиков крупнейших банков оплачивается безответственная политика владельцев и менеджеров банков, у которых отзываются лицензии".