Войти в почту

Банки Для Центробанка РФ 2016 год был чуть более урожайным на отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности, нежели 2015 год: в этом году лицензию потеряли 97 российских банков, а в прошлом -- лишь 93 кредитные организации. Ушедший год стал роковым для семи банков из Петербурга и Ленобласти. Юлия Чаюн По данным мегарегулятора, объем активов в номинальном выражении отечественного банковского сектора сократился на 3,2% за январь -- ноябрь 2016 года. При этом, как отмечают эксперты "РИА Рейтинг", вся негативная номинальная динамика этого периода была полностью обеспечена валютной переоценкой, что является следствием значительного укрепления рубля. Без учета влияния валютной переоценки объем активов, наоборот, вырос на 0,3%. Данных за декабрь пока нет, но, как прогнозирует "РИА Рейтинг", в декабре динамика активов в реальном выражении не будет значительно отличаться от показателей за ноябрь, однако из-за резкого укрепления рубля номинальная динамика должна быть слабой. Стоит ожидать, что в декабре объем активов нашего банковского сектора в номинальном выражении снизится на 1-1,3%, а в реальном -- увеличится на 0,9-1,2%. За весь 2016 год в номинальном выражении активы сократятся на 4-4,5%, при этом в реальном выражении они вырастут на 1,2-1,5%, считают эксперты. Вклады физлиц в 2016 году выросли примерно на 2%, а вот средства юрлиц сократились почти на 10%. Отзывная лихорадка За последние три с половиной года, с момента прихода Эльвиры Набиуллиной на должность главы ЦБ РФ в июне 2013 года, мегарегулятор значительно проредил ряды отечественной банковской системы. Если три года назад подобные новости вызывали нешуточную панику на рынке, то сейчас это стало практически рутинным событием в банковском секторе. За обозначенный период мегарегулятором было отозвано более 300 лицензий на осуществление банковский деятельности. По данным портала banki.ru, сейчас в российской банковской системе работает 575 банков. В 2016 году ЦБ РФ было отозвано 97 лицензий, тогда как в 2015 году эта участь постигла 93 кредитные организации, в 2014 году лицензий лишились 87 отечественных банков, в 2013 году это число составило 46 кредитных организаций. Для сравнения, в 2012 году лицензию потеряли лишь 28 банков. Акционеры некоторых банков пытаются оспорить решение мегарегулятора в судебном порядке, но пока новейшая история не знает тех, кто добился бы успеха в подобных тяжбах. Если говорить про местные кредитные организации, которым не повезло в этом году, то в их число входят петербургские АО "АКБ "Турбобанк"", АО "АКБ "Банкирский дом"", АО "АКБ "Констанс-Банк"", АО "КБ "Тетраполис"", ООО "КБ "Финансовый капитал"", всеволожское АО "Рускобанк", выборгское ПАО "Выборг-Банк". Что касается причин отзыва лицензий, то они каждый раз примерно одинаковы -- это проведение сомнительных операций, нарушение установленных ЦБ нормативов по достаточности тех или иных показателей, например, достаточности капитала. В случае с ООО "КБ "Финансовый капитал"", (которое, по данным на октябрь 2016 года, занимало 520-е место по нетто-активам, размер их составил 1,086 млрд рублей) ЦБ заявил о том, что отзыв связан с неоднократным нарушением в течение года "антиотмывочного" закона, а также с проведением высокорискованной кредитной политики, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Из-за того, что активы были неудовлетворительного качества, они, по утверждению ЦБ, не генерировали достаточного денежного потока, вследствие чего банк оказался неспособен своевременно исполнять обязательства перед кредиторами. С января 2015 года по февраль 2016 года активы банка показали сокращение на 41,3%. В случае Выборг-банка ЦБ заявил, что в августе 2016 года в условиях введенных Банком России ограничений на осуществление банковских операций руководством и собственниками банка проводились схемные операции и сделки, направленные на вывод активов. Любопытен случай с всеволожским Рускобанком, блок-пакетом которого владело правительство Ленобласти, пытавшееся от этого пакета безуспешно избавиться. Мегарегулятор обвинил банк в неоднократном нарушении "антиотмывочного" законодательства, а также в высокорисковой кредитной политике, проводимой банком. Кредитная организация размещала денежные средства в активы неудовлетворительного качества. В правительстве Ленобласти сообщили, что ранее объявляли аукционы по продаже акций банка, принадлежащих правительству региона, но они не состоялись по причине отсутствия заявок. Хотя ранее проходила информация о том, что одним из покупателей может стать китайская компания "Хуа Бао". Интересно, что в 2016 году стало известно, что Следственный комитет РФ по Ленобласти возбудил уголовное дело по статье о злоупотреблении полномочиями в отношении бывшего первого заместителя директора ОАО "Русский торгово-промышленный банк" (Рускобанк). По данным СМИ, подозреваемым является Антон Юрковец. По версии следствия, замдиректора без ведома правления банка заключил два соглашения к договорам кредитования юридического лица в период с 2013 по 2015 год. В соответствии с ними юридическое лицо, ранее получившее в Рускобанке кредиты на сумму более 180 млн рублей, решило исполнить свои обязательства путем передачи банку права собственности на векселя третьей организации. В результате должник банку денежный заем не возвратил, а вместо этого предоставил векселя сторонней организации, находящейся на стадии банкротства и не имеющей фактической возможности выплатить долг. Таким образом, как посчитало следствие, действиями первого заместителя директора банка кредитной организации был причинен ущерб в сумме более 180 млн рублей. Сомнительная эффективность санаций Как ранее писал "Ъ", рейтинговое агентство Fitch провело исследование, в котором говорилось, что российские власти в 2013-2015 годах потратили 3,36 трлн рублей, или около 4% ВВП за 2015 год, на поддержку и чистку банковского сектора. По их мнению, нынешние механизмы спасения банков несовершенны. Примерно половина этой суммы была затрачена на рекапитализацию работающих банков, вторая половина -- на спасение обанкротившихся банков и выплаты их вкладчикам. Санация все эти годы проходила под руководством Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В начале 2016 года выяснилось, что инвесторы, отобранные АСВ для оздоровления банков, выстроились в очередь за дополнительным финансированием, пеняя на то, что дыры в балансах санируемых банков оказались больше, чем получилось по предварительной оценке. Власти сами осознают несовершенство механизмов спасения банков, поэтому в конце августа на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждались вопросы радикального изменения подхода к санации банков и передачи ее от АСВ под полный контроль ЦБ. Как ранее сообщал "Ъ", на повестке было два пункта: создание фонда консолидации банковского сектора (идея ЦБ -- взять санацию полностью под собственный контроль через учреждение специального фонда под управлением УК, учреждаемой ЦБ, без участия АСВ) и внедрение в России процедуры bail-in (спасение банков, в том числе, за счет их кредиторов). Касательно bail-in у ЦБ и Минфина два подхода. ЦБ предлагал конвертировать в акции или субординированные кредиты обязательства проблемных банков перед акционерами, субординированными кредиторами, топ-менеджерами и сторонними клиентами -- юрлицами, но только крупными, которым банк должен более 100 млн рублей, причем конвертировать их требования к банку в части, превышающей эти 100 млн рублей. Минфин предлагал ввести страхование вкладов юрлиц на 1,4 млн рублей (с переоформлением банковских лицензий и дополнительной проверкой банков, привлекающих только средства юрлиц для вступления их в систему нового тотального страхования) и применять bail-in к кредиторам банка на сумму сверх этой планки, причем в порядке обратной очередности. Всего законопроектом предлагается ввести девять очередей кредиторов: в "хвосте" -- субординированные кредиторы, работники банка -- получатели завышенных выплат, кредиторы, исполнение обязательств перед которыми ранее было оспорено. Таким образом, хотя проект упорядочивает ситуацию с очередностью кредиторов, он допускает, что дело может дойти до участия в bail-in и физлиц (на суммы свыше 1,4 млн рублей). В итоге до сих пор новый механизм санации -- с ключевой ролью ЦБ, спецфондом под его управлением, новым порядком работы с инвесторами -- так и не появился. При этом кандидаты на финансовое оздоровление есть и явно будут, поэтому в новом году мегарегулятор должен определиться со схемой спасения подопечных. Стоит отметить, что мегарегулятор руководит жесткой рукой не только банковским сектором. К примеру, в этом году лицензий на осуществление операций лишились около 70 страховых компаний, примерно столько же, сколько и в 2015 году. Часть из них добровольно отказалась от ведения деятельности. В число таких вошли петербургские ООО "Страховая компания "Селена"", входящее в группу компаний "Капитал-Полис", ООО "Страховая компания "Советская"" (бывшее ООО "Страховая компания "Протектум Мобиле""), ЗАО "Иф Страхование". Как и в случае с банками, большая часть страховых компаний, лишенных лицензии, зарегистрирована в Москве. Впрочем, аннулирование их лицензии на осуществление страховой деятельности все равно оказывает значительное влияние на передел рынка в Петербурге, потому что, как например, в случае со столичной страховой компанией "Гефест", филиалы некоторых из них имели большие доли на нашем рынке.

По накатанной колее
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге