Войти в почту

Аудиторы не оценили сельхозлизинг

Механизм лизинга не оказывает достаточного влияния на решение задачи технологической модернизации отечественного агропромышленного комплекса. К такому выводу пришли в Счетной палате РФ, где была проведена проверка эффективности деятельности АО «Росагролизинг» в 2013—2015 годах и за девять месяцев 2016 года по реализации механизма финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники. Отчет о результатах контрольного мероприятия был рассмотрен коллегией Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой. Объектами проверки помимо «Росагролизинга» указаны Минпромторг России, АО «Петербургский тракторный завод», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», Федеральная таможенная служба. В соответствии с долгосрочной программой развития «Росагролизинга» до 2020 года, основной задачей компании является техническая и технологическая модернизация производственной и социальной инфраструктуры села в целях развития инновационной национальной экономики и конкурентоспособного отечественного АПК, напоминают в СП. Активы не успевают за капиталом Как было отмечено на коллегии, в проверяемый период размер уставного капитала АО «Росагролизинг» формировался исключительно за счет средств федерального бюджета и составил на 1 января 2016 года 83,1 млрд рублей, увеличившись с 1 января 2013-го на 4,2 млрд, или 5,4%. Справочно: В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в 2013-м в уставный капитал «Росагролизинга» из федерального бюджета было направлено 2,2 млрд рублей, в том числе 2 млрд в целях технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и 242,4 млн — в целях сокращения задолженности по лизинговым платежам сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения в регионах Дальневосточного федерального округа. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и пунктом 45 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, из федерального бюджета было направлено 2 млрд рублей в целях реализации программы льготного лизинга современной высокопроизводительной сельхозтехники российского производства и поддержки экспорта, а также повышения обеспеченности региональных сельхозтоваропроизводителей техникой и оборудованием для своевременного проведения сезонных полевых работ в 2015 году. Ключевые показатели эффективности деятельности «Росагролизинга» (прирост лизингового портфеля и ROIC — коэффициент рентабельности инвестированного капитала) были запланированы в 2015 году с отрицательными значениями. При этом фактические значения этих показателей были лучше плановых, указывают в СП. Кроме того, значение показателя эффективности использования бюджетных инвестиций в сумме 2 млрд рублей (процент собираемости по лизинговым договорам, заключаемым в рамках освоения предоставляемых бюджетных средств) фактически составило в 2015 году 104,5% при установленном плановом значении в размере более 80%. Количество фактически поставленной в 2015 году сельхозтехники превысило плановые показатели на 6,7% и составило 791 единицу. В целом в проверяемом периоде обществом был получен убыток в сумме 22,65 млрд рублей. «Возникновение убытка связано главным образом с формированием резерва по сомнительным долгам по просроченной задолженности по договорам лизинга, заключенными в основном до 2010 года. По состоянию на 31 декабря 2015 года величина просроченной задолженности составила 28,4 млрд рублей, или 36% к остатку обязательств к оплате по договорам финансовой аренды (лизинга). При этом в структуре просроченной задолженности 4,52 млрд рублей приходилось на договоры коммерческого лизинга», — указано в сообщении СП. «Несмотря на увеличение уставного капитала, лизинговый портфель по договорам финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники за 2013—2015 годы сократился на 5,7% — с 51,3 миллиарда до 48,4 миллиарда рублей. При этом количество передаваемой в лизинг сельхозтехники за этот период также сократилось — на 16,6%», — сообщил на коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Одной из причин сокращения лизингового портфеля явилось расторжение договоров лизинга, ранее заключенных компанией с лизингополучателями, изъятие сельхозтехники и ее последующая реализация по договорам купли-продажи с дисконтом 35,1% от ее балансовой стоимости, отмечают аудиторы. Так, за 2013—2015 годы и отчетный период 2016 года «Росагролизингом» была изъята 6 771 единица сельхозтехники на сумму 4,3 млрд рублей, из которой по договорам купли-продажи реализовано 5 510 единиц на сумму 2,3 млрд. Убыток, полученный «Росагролизингом» от реализации изъятой техники, составил 1,5 млрд рублей, следует из доклада СП. Основной причиной возникновения такой ситуации стала завышенная по сравнению с ценами производителей цена сельхозтехники, переданной по договорам лизинга, которые были заключены в основном до 2010 года. В результате полученные «Росагролизингом» убытки привели к сокращению стоимости чистых активов, которые на 1 января 2016 года составили 59,96 млрд рублей. Впервые, как подчеркнул Жамбалнимбуев, размер чистых активов «Росагролизинга» стал меньше уставного капитала в 2013 году. При этом аудитор отметил, что, согласно закону, если по окончании 2016 года стоимость чистых активов «Росагролизинга» по-прежнему будет меньше его уставного капитала, то компания до 1 июля 2017-го должна будет принять решение либо об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов, либо о ликвидации. Новость Проверка также показала, что в отчетный период «Росагролизинг» размещал (в основном с целью обеспечения кредитов, взятых в 2007—2009 годах) средства возвратных лизинговых платежей на депозитных счетах. По данными бухгалтерской отчетности, объем денежных средств, размещенных «Росагролизингом» на депозитных счетах, по состоянию на 1 октября 2016 года составил 4,5 млрд рублей. Кроме того, проверкой установлено, что с июня 2015 года средства в сумме 254,9 млн рублей были размещены лизинговой компанией на депозитных счетах в Нота-Банке, у которого в ноябре 2015 года была отозвана лицензия. В этой связи возникают существенные риски невозврата размещенных средств, предупреждают аудиторы. Неторопливое импортозамещение Согласно результатам проверки, за 2013—2015 годы и девять месяцев 2016-го «Росагролизингом» было передано сельхозтоваропроизводителям по договорам финансовой аренды (лизинга) 17 740 единиц техники на сумму 43,9 млрд рублей. Причем за девять месяцев 2016 года объем переданной в лизинг сельхозтехники увеличился как в стоимостном, так и в количественном выражении, составив 4 643 единицы на сумму 14,1 млрд рублей — на 1 635 единиц и 5,5 млрд рублей (в 1,6 раза) больше, чем за аналогичный период 2015 года. Как показала проверка, из приобретенных в первом полугодии 2016 года 3 946 единиц техники на сумму 10,4 млрд рублей 21,3% (900 единиц на 2,2 млрд рублей) были произведены из машинокомплектов иностранного и белорусского происхождения, что, как указывают в СП, свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых «Росагролизингом» мер по стимулированию спроса на российскую сельхозтехнику и снижению зависимости производителей сельхозтехники от импорта зарубежных технологий. Аудиторы напоминают, что, в соответствии с «Основными принципами использования средств уставного капитала», утвержденными советом директоров компании, при выборе поставщика приоритет должен отдаваться отечественным производителям сельскохозяйственной техники. Кроме того, директивами правительства от 5 марта 2015 года было предусмотрено плановое и поэтапное замещение «Росагролизингом» закупок иностранной сельхозтехники на отечественную. В СП отмечают, что закупаемая «Росагролизингом» по федеральному лизингу сельхозтехника российского производства соответствовала установленному советом директоров компании минимально допустимому уровню локализации производства в размере от 30% до 50% для предприятий, осуществляющих преимущественно сборочное производство сельхозтехники. Кроме того, в долгосрочной программе развития «Росагролизинга» отсутствуют показатели эффективности мероприятий по импортозамещению, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной техники закупкой эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукции. На эффективности деятельности лизинговой компании также отражается увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками, которая на 1 октября 2016 года составила 3,8 млрд рублей. В то же время, согласно бухгалтерской отчетности, дебиторская задолженность поставщиков сельхозтехники на 1 января 2016 года по сравнению с началом 2013 года сократилась на 9% и составила 6,9 млрд рублей. Наибольший объем дебиторской задолженности в сумме 4,2 млрд рублей (55%) на 1 января 2013 года сложился по ООО «Агромашхолдинг». В целях установления порядка погашения этой задолженности были утверждены мировые соглашения со сроком реализации до 31 декабря 2014 года. Однако в срок они исполнены не были, и за 2013—2016 годы дебиторская задолженность сократилась лишь на 6,6%. По итогам анализа деятельности предприятий-производителей (ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» и АО «Петербургский тракторный завод») Счетная палата пришла к выводу, что система господдержки в виде возмещения затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники в целом привела к росту объемов их производства, увеличению рентабельности и выходу из убыточности. В то же время проверка показала, что процесс ценообразования на отдельных заводах-производителях недостаточно обоснован. Так, анализ основных показателей реализации продукции комбайновым заводом «Ростсельмаш» через дилерские сети и «Росагролизинг» показал, что, исходя из достигнутой заводом рентабельности, основная прибыль «Ростсельмаша» формируется за счет субсидии из федерального бюджета. При этом реализация продукции через дилерские сети осуществляется с более высокими «дилерскими» скидками, чем через «Росагролизинг»: скидка дилеру от субсидируемой цены доходила до 25%, а для «Росагролизинга» была практически вдвое меньше. Соответственно, можно сделать вывод, что часть своих издержек «Ростсельмаш» перекладывает на «Росагролизинг», указывают в СП. «Формально закон не нарушен, однако, учитывая, что «Ростсельмаш» применяет по сути «котловой» метод учета затрат, при рассмотрении ответственными ведомствами вопроса о предоставлении субсидии необходим более детальный анализ ценообразования», — отметил в ходе своего выступления на коллегии СП аудитор Сергей Агапцов. Кроме того, аудитор указал, что выданные Минпромторгом России без наличия на то правовых оснований заключения о соответствии ЗАО «СП «Брянсксельмаш» критериям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432, позволили заводу-изготовителю получить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 36,1 млн рублей. Коллегия приняла решение направить представление в АО «Росагролизинг», информационное письмо в правительство РФ и обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты российского парламента. По материалам Счетной палаты РФ