Войти в почту

Как уральские предприятия решают проблему импортозависимости По данным 2014 года, доля импортных комплектующих в закупках уральских машиностроительных предприятий занимала 70–90%. Исключение составляли оборонные заводы, которые целенаправленно развивают собственную производственную базу и уже смогли снизить долю зарубежных деталей в диапазоне от 10% до 50%. В условиях санкций уральским машиностроителям пришлось усилить работу по импортозамещению. Совет для отрасли В сентябре 2014 года полномочный представитель президента России по Уральскому федеральному округу Игорь Холманских на заседании Уральского транспортного салона «Магистраль» в Нижнем Тагиле поставил перед машиностроителями ключевую задачу — снизить долю зарубежных комплектующих в закупках, локализовать разработки и инвестировать в новые технологии. На тот момент импортозависимость предприятий оценивалась в 70–90%. Пока что власти не раскрывают информацию, как изменилась ситуация за два года. Впрочем, уральские машиностроители активно запускают производственные проекты для замены зарубежного оборудования. Одно из ключевых направлений — организация производства комплектующих. Например, ООО «Сибеко» (Березовский, Свердловская область) реализует проект для производителей транспортных средств. Компания организует выпуск новых безопасных сидений для пассажирских вагонов и автобусов. Инвестиции составят 173,9 млн руб., будет организовано 65 новых рабочих мест. В 2016 году российский Фонд развития промышленности (ФРП) одобрил заем под проект «Сибеко» на сумму 75 млн руб. ООО «Уральский шинный завод» («Уралшина») готовится к запуску производства индустриальных большеразмерных массивных шин, которые используются при выпуске специальной техники, эксплуатируемой в горнодобывающей и строительной отраслях. За счет реализации проекта «Уралшина» может потеснить конкурентов из Евросоюза, Индии, Китая и Таиланда. «Импортозависимость отечественного рынка в части крупногабаритных шин составляет порядка 70%», — уточнили в министерстве промышленности Свердловской области. В конце 2016 года экспертный совет ФРП одобрил заем для данного проекта на сумму 248,3 млн руб. В целом инвестиции в производство составят 500 млн руб. На Уральском дизель-моторном заводе (УДМЗ, входит в группу «Синара») в 2016 году был запущен комплекс по выпуску двигателей нового поколения ДМ-185. Продукция необходима производителям тепловозов, тяжелой карьерной техники, судостроителям. Мощность двигателей составляет от 1 до 4 тыс. кВт, сумма инвестиций в проект — более 2 млрд руб. В сегменте высокооборотных дизельных двигателей УДМЗ будет конкурировать с американскими компаниями Caterpillar, Cummins, GeneralEnergy, финским Wartsila и немецким MTU. Пока уровень локализации комплектующих составляет 50%, к 2018 году планируется достигнуть показателя в 80%. «Сейчас мы ведем работу по поиску российских контрагентов. В частности, по замещению иностранной топливной аппаратуры мы начали работать с Ногинским заводом топливной аппаратуры, а также собираемся начать работу с московским предприятием „Турботехники”, у которого будем приобретать детали для замены продукции швейцарской фирмы ABB», — рассказал начальник департамента разработок новой линейки дизелей завода Виктор Мальцев. Самообеспечение безопасности Наиболее продвинуты в теме импортозамещения оборонные предприятия, где замена комплектующих стала задачей обеспечения национальной безопасности. Работу по снижению импортных комплектующих завершает корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ). Еще в 2014 году 86% комплектующих для гражданской продукции УВЗ поставляли российские производители. В 2016 году (по итогам трех кварталов) показатель составил 91%. УВЗ, например, заменил алюминиевые профили итальянского производства (компания «МауТес») на продукцию челябинского ООО «Р.С.И». В течение 2015–2016 годов нижнетагильский завод наладил сотрудничество с ОАО «Кировградский завод твердых сплавов», который обеспечивает поставки твердосплавных пластин. Для эффективной кооперации с этим предприятиемУралвагонзавод наладил производство режущего сборного инструмента (фрез, державок) по чертежам, разработанным техническими специалистами корпорации. Изготавливаемый инструмент используется в комплекте с пластинами кировградского партнера. В пресс-службе завода «Энергомаш (Сысерть) — Уралгидромаш» отмечают, что доля импортных комплектующих всегда была минимальной. Однако специалисты завода жалуются, что на российском рынке отсутствуют качественные бандажные кольца, которые завод использует в выпускаемых электрических машинах. Компания закупает продукцию в Германии. «Энергомаш (Сысерть) — Уралгидромаш» также отмечает низкое качество стального и чугунного литья на российском рынке. Российские производители серьезно уступают немецким, чешским и китайским компаниям. Но зарубежная продукция стоит очень дорого, сложная логистика мешает эффективной работе с иностранными производителями. По этой причине уральский завод запустил с отечественными компаниями проекты по улучшению качества литья. «Общими усилиями мы подтягиваем уровень качества. К примеру, это можно сказать о нашем партнере — литейно-механическом заводе „Машсталь”, который достаточно серьезно продвинулся по качеству литья. Совместно мы в кратчайшие сроки создали новые насосные агрегаты для Севастопольской и Симферопольской ТЭЦ», — рассказали в пресс-службе предприятия. Проблему нехватки качественного литья в машиностроении может решить проект ООО «Полимет» (Полевской). Как пояснили в министерстве инвестиций Свердловской области, компания организует точное литейное производство деталей, стоимость проекта — 847,4 млн руб. «Фондом развития промышленности одобрен заем на сумму 300 млн руб., планируется создание 172 новых рабочих мест», — добавили в министерстве. Окно господдержки Однако скорого эффекта от проектов промышленников и мер поддержки властей ожидать не приходится. «Промышленные проекты имеют горизонт планирования в несколько лет, поэтому эффекты для экономики от реализации мер стимулирования импортозамещения станут видны позже», — сообщили в ФРП. Начальник отдела машиностроения и ОПК областного минпрома Любовь Захарова уверена, что одним из институтов поддержки станет Фонд технологического развития промышленности Свердловской области. Сейчас структура находится в стадии создания. Фонд будет оказывать финансовую поддержку из казны Свердловской области, помогать предприятиям в получении займа ФРП. «Региональный фонд будет предоставлять льготные займы под 5% предприятиям на реализацию высокотехнологичных проектов. Постепенно он будет рассматриваться как оператор по многим видам господдержки, консультационный и информационный центр, то есть будет действовать по принципу „одного окна”», — пояснила госпожа Захарова. Мария Полоус

Своим ходом
© Коммерсантъ в Екатеринбурге