Торговых центров теперь столько, что арендаторы стали выбирать лучшие
Ввод торговых центров в Москве и ее городах-спутниках в 2016 году упал на 30 процентов. В этом году, согласно прогнозу экспертов, снижение ввода продолжится. Одна из причин — высокая насыщенность города торговыми площадями.Компания Colliers International опубликовала итоги исследования рынка торговой недвижимости Москвы. «По итогам 2016 года, в Москве и городах-спутниках введено 424 000 квадратных метров торговых площадей, что на 30 процентов ниже показателя 2015 года и вдвое меньше, чем в 2014 году, — говорится в исследовании. — Показатель ввода торговых площадей в 2016 году стал самым низким с начала текущего экономического кризиса. При этом, по предварительным данным, в 2017 году объем ввода может опуститься до минимального значения за всю историю рынка — 260 тысяч квадратных метров». Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин считает ситуацию закономерной. — Покупательская способность населения стабильно падает с конца 2013 года. Если с продуктами ситуация стабильна, торговые сети даже растут, то, например, продажи одежды, обуви и бытовой техники упали вдвое, — пояснил эксперт. Среди причин Березин назвал рост курса доллара и евро, за которые одежда, обувь и бытовая техника закупаются, и, как следствие, рост цен. Еще одна причина — развитие интернет-торговли. Москвичи, стремясь сэкономить, все чаще делают покупки через сеть. А потому торговые площади становятся менее востребованными. — По нашей оценке, на конец 2016 года объем незаполненных площадей в действующих торговых центрах Московского региона вырос на 3 процента в сравнении с показателями 2015 года и достиг 11 процентов, — рассказывает партнер Colliers International в России Анна Никандрова. — Рост свободных площадей связан не только с вводом новых торговых объектов, но и с ротацией коммерсантов. Учитывая положительную динамику заполнения торговых площадей в новых торговых центрах, а также сравнительно небольшой объем планируемого ввода в 2017 году, по нашим прогнозам, уровень вакантности торговых площадей в качественных торговых центрах может снизиться и составить 9 процентов. Что получается? Дело не столько в кризисе, сколько в том, что торговых центров стало очень много. Их построили столько, что арендаторы стали активно кочевать из одних — похуже, в другие — получше. В качественных торговых центрах — новых, просторных, возле метро — проблемы пустующих площадей нет. Либо она минимальна. — Кризис расставляет все по своим местам. Выживают самые умные и сильные, умеющие гибко менять политику, — считает финансовый аналитик Агван Микаелян.