Москва – город «понаехавших»: от Гиляровского и до наших дней
У каждого крупного города мира своя история, у кого-то более, успешная, у кого-то — менее. Москва — не исключение, и основные этапы развития и становления российской столицы, от тихого и уютного города до одной из крупнейших мировых столиц, в целом, совпадают с этапами развития других крупных городов мира. Однако, общее сходство в путях развития вовсе не является гарантией их абсолютной похожести, что без труда можно наблюдать, во время посещения других крупных городов мира. Чтобы понять, смогла ли Москва эволюционировать в город удобный для жизни и соответствует ли она запросам своих жителей, мы проанализировали развитие и становление столицы по трем историческим вехам: временам писателя и истинного патриота Москвы — Владимира Гиляровского, брежневским временам и современному периоду. Неоценимую помощь в этом «Ридусу» оказал настоящий знаток истории города — мосвовед, известный московский экскурсовод Андрей Леднёв. ПОНАЕХАВШИЕ Не секрет, что большинство крупнейших мегаполисов мира во всем своем нынешнем блеске были «сделаны» не столько своими коренными обитателями, сколько жителями других мест, которых «огни большого города» влекли к себе, как магнит. Москва — не исключение, хотя и история миграции у нее своя. Гастрабайтеры из XIX века Значительную часть населения Москвы в конце 19-го столетия представляли люди, перебравшиеся сюда из прилегающих губерний ради куска хлеба. Это были нищие крестьяне, готовые хвататься за любую работу и жили они очень скверно. Если сейчас в нашем городе есть богатые и бедные районы и их разделение очевидно, то в старой Москве рядом с хоромами богатейших людей могли располагаться старинные дворянские домики в ветхом состоянии, где и снимали углы бедняки — крестьяне, а понятие спального места там было весьма условным, рассказывает Андрей Леднёв. Тогдашняя Москва была городом ошеломительных контрастов, а говоря о быте москвичей того времени стоит отметить, что в первопрестольной уже были водопровод, канализация, снабженные мощными насосными станциями, хорошее освещение. Улицы освещались одновременно керосиновыми, газовыми, и электрическими фонарями, а состоятельные горожане могли выбирать и то, как им освещать собственный дом — как провести в отдельно взятую квартиру электричество или газ. Уклад жизни обычных москвичей был более архаичен — за водой надо было ходить к колонкам и водоразборным фонтанам, также воду привозили в запряженных лошадью бочках. Огромная часть населения Москвы жила в домах с минимальными удобствами, и в неустроенных квартирах. Советские лимитчики В брежневские времена приезжих крестьян сменили лимитчики. Жизнь была организована абсолютно по-другому, и если в Москве Гиляровского приезжие из деревень должны были ютиться в грязных углах и неустроенных квартирах, кишащих крысами, то в брежневское время, в следствии бурного развития промышленности, налаживать скромный, но вполне сносный быт приезжих работников стало значительно проще. Все приезжающие в столицу на заработки обычно проходили стандартный путь: от устройства на работу до получения койки в общежитии, с общими кухнями и душевыми. При этом, организацией быта «новых москвичей» занимались сами предприятия. Следующим этапом жизни лимитчика становились отдельные комнаты в коммунальных квартирах, предоставляемые спустя энное количество лет, проведенных в «общагах». В случае же рождения 3-го ребенка можно было дождаться и своей отдельной квартиры. Преимущественно дети именно этих людей считаются сегодня коренными москвичами. Современные приезжие То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, очередная ипостась все той же истории, с той лишь разницей, что приезжих с территории собственной страны сменили иностранные гастарбайтеры, принесшие с собой собственный автономный мир, закрытый и мало понятный коренным горожанам. Жизнь и неустроенность быта сегодняшних «понаехавших» вернулась скорее к схемам столетней давности. ПРАЗДНИКИ То, как в городе отмечаются торжества и праздники, является важным свидетельством его «здоровья» и перспектив на будущее. Рассмотрим, как все это происходило в Москве. Торжества в «Москве Гиляровского» Массовые праздники в дореволюционной Москве были привязаны к определенным событиям или датам. Самыми фантастическими по уровню финансирования торжеств были, конечно, коронационные праздники. Коронация Александра III, например, была уникальна по своему световому оформлению. Тогда впервые башни Кремля были освещены электрическими прожекторами. Для того времени это было совершенно космическое зрелище, отмечает Андрей Леднёв. На коронационные торжества прибывали депутации и делегации из различных русских городов от различных сословий. Традиция эффектно и решительно вмешиваться в архитектуру города по случаю праздников, парадно украшать улицы и возводить триумфальные ворота возникла в Москве еще в петровские времена. Ее поддерживали и Анна Иоановна, и Елизавета Петровна, и Екатерина II. Арки устанавливались в честь возвращения с войн и, как правило были деревянными, вокруг них располагались временные обелиски. Массовые гуляния в дореволюционной Москве имели свою четкую географию. Так 1 мая жители Москвы традиционно отправлялись развлекаться в Сокольники, а на Троицу весь город стекался в усадьбу Шереметьевых в Останкине, где накрывались столы и проходили чаепития. Самих Шереметьевых никто не спрашивал нравится им это или нет, и они мирились. Философия того времени была такова, что все горожане знали, что московская земля — общая, поэтому пространством для массовых праздников, которые проводились из года в год были как городские парки и скверы, так и частные усадьбы. Впрочем, попасть в них и расположиться на пикник, даже на территории частной усадьбы, можно было не только по праздникам, но и в обычные дни. Уникальная московская традиция — это конечно и церковные праздники. Например, на крещение, крестный ход из Кремля спускался к Москве-реке для ее освящения, после чего сотни людей окунались в ледяную воду. Праздники в брежневскую эпоху В советское время стараниями городских властей были созданы новые общественные пространства, используемые, в том числе и для отдыха и развлечений. В первую очередь это ЦПКиО имени Горького, предлагавший целый фейерверк новаций, и множество зон самого настоящего креатива. Набором общедоступных развлечений оснастили и некогда царскую усадьбу в Измайлово, а также усадьбу Шереметьевых в парке Останкино. Кстати, последняя в советские годы получила совершенно невероятное название: Останкинский Пушкинский парк имени Дзержинского. Сами массовые гулянья в брежневские годы безусловно были по случаю крупных советских и «общегражданских» праздников: 1 мая, 7 ноября, Новый год. В поздние советские годы торжественное оформление столицы было довольно унылым, ограничивающееся праздничными гирляндами и фонарями. На фасаде Центрального телеграфа устанавливались движущиеся световые композиции с музыкальным сопровождением. Праздничный салют принято было смотреть с Ленинских (ныне Воробьевых) гор или с Красной площади. Ну и разумеется, праздничное оформление советской эпохи — это и огромные красные полотнища и лозунги с портретами вождей. Именно они в последние десятилетия советского строя в основном и составляли основу праздничного убранства улиц. Это кстати еще одно отличие в традициях оформления праздников дореволюционного периода. До революции оно было более изысканным и без идеологической составляющей. Праздничная Москва сегодня Уникальная особенность современного оформления города — это то, что оно функционирует и в праздничные и в самые обычные будние дни, практически определяя общий вид улиц и площадей. В тоже время, в силу понятных причин, праздничные события и действия в центральной части города, сегодня менее всего рассчитаны на коренных москвичей. Скорее, их главные адресаты - это все те же приезжие, которые совсем недавно оказались в столице. Избыток впечатлений, яркость, шум и суета — не в стиле и духе исторических традиций Москвы, все это более по сердцу приезжим, а не коренным москвичам. Многим москвичам по рождению совсем не нравится, что их город меняется столь громко и порой навязчиво. Бульварное кольцо, освещенное огоньками «трупного» цвета перестает быть уютным; одна из самых важных для традиционных для гуляния горожан точек — Александровский сад, со своими фигурами зверей и рыб отпугивает коренных москвичей. Чересчур яркое и интенсивное световое оформление действует угнетающе на тех, кто с молодых ногтей знает и любит свой город. Интересные решения, отмечает москвовед, наряду с навязчивыми и вульгарными, конечно же встречаются и сегодня, но их просо не так много, как могло бы быть. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ГОРОДУ Мегаполис живет тогда, когда по нему можно беспрепятственно перемещаться. Возможность свободного перемещения людей и грузов является одним из главных, если не самым главным критерием успешности мегаполиса. Городом для пешеходов Москва уже была более ста лет назад. Дореволюционная Москва была преимущественно пешеходной, так как масштабы города того времени, в сравнении с нынешними были просто не сопоставимы. Состоятельные люди могли позволить себе собственные экипажи. В том числе и очень дорогие, что аналогично сегодняшним премиальным автомобилям. Например, были экипажи запрягаемые шестеркой лошадей. И хотя ездить на них в городе было довольно неудобно, также, как сегодня в Москве не так много мест, где можно разогнаться на мощных автомобилях с восьми-двенадцати цилиндровыми двигателями, «премиальные» экипажи демонстрировали окружающим статус и богатство владельца. Если говорить о доступности общественного транспорта, то проезд на извозчике тоже могли себе позволить только обеспеченные люди, в связи с чем, основная масса народа ходила пешком. Революция в транспортной сфере произошла только с появлением в городе конки, а потом и электрического трамвая. Несколько позже появились и прототипы первых автобусов, а уже в советское время и настоящие автобусы. Сравнительно недорогим видом общественного транспорта в предреволюционную эпоху были так называемые линейки — экипажи, которые набирали много пассажиров и ездили по маршруту, например, от Ильинских ворот до нынешнего Электрозаводского моста. Это были открытые повозки, в которых в непогоду людям было достаточно некомфортно. Кстати с дорожными пробками Москва впервые столкнулась еще в эпоху конных экипажей. Первые пробки, еще в начале 70-х годов XIX века собирались, например, на Никольской. Там было много торговых заведений, куда спешил со всех сторон грузовой и пассажирский транспорт, из-за чего улица мертво стояла. Транспортный коллапс родом из советской эпохи Несмотря на бурное развитие трамваев, в советское время приток в Москву новых людей оказался настолько существенным, что транспортные проблемы нарастали как снежный ком. В начале 30-х годов интервал движения трамваев составлял не более 40 секунд. Это было фактически непрерывное движение, но и в этом случае трамваи не справлялись. Автомобилей в тот период времени в Москве было довольно мало. Решить проблему могло только метро, и оно на время действительно спасло столицу от коллапса. Однако, в последние десятилетия советской власти уже и поездки в метро стали проблемными. В пиковое время войти в вагон метро было достаточно проблематично. Самое благополучное положение в советские годы, по иронии судьбы, было у владельцев частных авто. Машин было крайне мало и дороги казались свободными практически всегда. Единственной и самой главной проблемой было то, что автомобиль было очень сложно приобрести. Такую вещь, как ночное движение в 70-е годы Москва вообще не знала. Во время ночной прогулки по городу ночью можно было встретить лишь несколько случайных таксистов, а их приближение слышалось за несколько километров. Советская власть полагала, что игнорировать транспортные потребности города в расширении и развитии дорожной сети можно будет вечно. Пока автомобиль оставался роскошью, а не средством передвижения, это безотказно работало. Однако, с приходом Перестройки и рыночной экономики в страну хлынул поток легковых автомобилей, и неготовая к этому столица, не обладающая соответствующим уровнем дорожной сети, встала. Имеющаяся на сегодня дорожная сеть безнадежно устарела и не отвечает даже минимальным потребностям нового времени. Москва современная — бескомпромиссная Нынешняя идеология столичных властей в части передвижения по городу является идеологией свойственной пришлым варягам, считает Андрей Леднёв. По словам эксперта, сегодня совсем не учитывается то, что у людей есть свой образ жизни, который продиктован нашими интересами, а также нуждами их детей и престарелых родственников. И даже если учесть, что транспортная политика при Лужкове была также не вполне вменяемая, тогда все же власти города пытались найти компромисс. Москвичам хочешь — не хочешь, надо перемещаться и зачастую, довольно далеко. Это диктует, по сути, сама современная Москва, задающая определенный ритм жизни. Однако, передвигаться по городу, да и жить в нем с каждым годом становится все сложнее и неудобнее, заключает Леднёв. Судя по результатам опроса, проведенного по заказу «Ридуса» в социальных сетях Фейсбук и В Контакте, москвичи разделяют эту точку зрения. Уклад жизни москвичей XIX да и первой половины XX был весьма спокойным и уютным, а сама Москва казалась городом спокойным и домашним. Увы это то, чего видимо никогда больше не будет. В советскую эпоху, особенно в ее последние десятилетия, власть предоставляла людям возможность получить некую социальную гарантию, а по сути — гарантированную нищету: минимум бытовых удобств и опций. Это компенсировалось стабильной работой, которая позволяла всем обеспечивать себе сносное существование по принципу «как у всех». Сегодня о такой стабильности можно только вспоминать, зато в городе есть простор и возможность реализовать свои инициативы и деловые способности там, где раньше это сделать было невозможно, считает Андрей Леднёв.