Войти в почту

Рыболовам больше негде строить суда Потенциал правительственной программы по загрузке российских верфей частными заказами практически исчерпан. За несколько месяцев до публикации федеральным правительством постановления о правилах распределения инвестиционных квот, которые выделят судовладельцам, построившим в России рыболовные суда, заказчики этого строительства столкнулись с дефицитом места на верфях. Рыболовная компания "Саами" из Мурманска вела переговоры сразу с несколькими судостроительными заводами, но пока не нашла верфь, которая смогла бы в разумные сроки построить два траулера ST-156. Возможно, последним вариантом для компании станет Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге, с которым сегодня ведутся переговоры. Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года, об этом "Ъ" рассказал генеральный директор мурманского ООО "Саами" Сергей Цыганов. В преддверии публикации российским правительством постановления, регламентирующего порядок и объемы распределяемых инвестиционных квот, судовладелец не может найти завод, готовый в течение ближайших лет построить два рыболовных судна. ООО "Саами" входит в Союз рыбопромышленников Севера, куда также входят ООО "СЗРК-Мурманск", принадлежащее "Вирме" Дмитрия Озерского и Геннадия Миргородского, ООО "Норд Пилигрим" и другие ведущие рыболовные организации Северного бассейна. По данным базы "СПАРК-Интерфакс" (www.spark-interfax.ru), капитал "Саами" распределен между генеральным директором Сергеем Цыгановым (35%), Ильей Цыгановым (15%) и Инной Гусенковой (50%), вдовой бывшего депутата Госдумы Владимира Гусенкова (умер в 2002 году). Чистая прибыль "Саами" в 2015 году составила 1,47 млрд рублей. В рамках программы из пользования каждого игрока рынка будет изъята равная доля находящихся в пользовании квот (право на добычу определенного биоресурса в определенном объеме. -- "Ъ"), после чего их поделят между теми компаниями, которые вложатся в строительство на российских верфях рыболовных судов либо рыбоперерабатывающих заводов. "Саами" рассчитывает построить два судна ST-156 по проекту норвежской Skipsteknisk. Длина траулера по проекту ST-156 составляет 58 м, осадка достигает 5,8 м. В новых условиях проекты этой компании стали крайне популярны у заказчиков. К примеру, Выборгский судостроительный завод построит не менее шести траулеров по проектам этой компании (ST-118 и ST-116XL) для Архангельского тралового флота и мурманской "Норд Пилигрим" (см. "Ъ" от 18.12.2016). По словам Сергея Цыганова, компания "Саами" вела переговоры практически со всеми судостроительными заводами Северо-Запада. Так, завод "Пелла" в городе Отрадном Ленинградской области загружен строительством малых ракетных кораблей 22800 "Каракурт" для Минобороны (см. "Ъ" от 07.09.2016) и краболовов для дальневосточного заказчика "Антей" (см. "Ъ" от 09.01.2017). Средне-Невский судостроительный завод в ближайшие годы будет строить буксиры из композитных материалов для ВМФ (см. "Ъ" от 11.12.2016). Калининградский завод "Янтарь" строит рыболовные корабли для камчатского "Рыболовецкого колхоза имени Ленина" (см. "Ъ" от 25.10.2016). Выборгский судостроительный завод при желании заказчика может быть загружен до начала 2021 года. В своем поиске "Саами" продвинулась вглубь материка и вела переговоры с зеленодольским заводом имени Горького в Татарстане. Как выяснилось, корабли длиной под 60 м "великоваты" для этого предприятия. При строительстве в Зеленодольске возникнут сложности с доведением траулеров до моря: транспортировка готовой части существенно увеличит стоимость готового судна, которое потом еще предстоит достраивать после проводки по рекам и каналам. Строить можно и на больших верфях, заточенных под гособоронзаказ -- их на Северо-Западе несколько. Северная верфь специализируется на фрегатах и эсминцах, Адмиралтейские верфи строят дизель-электрические подводные лодки, а в последнее время пополнили портфель заказов ледокольными судами для Минобороны. "Звездочка" в Северодвинске заточена под судоремонт, а "Севмаш" создает атомные подлодки. Но, как сказал "Ъ" один из судовладельцев, "на эти верфи можно зайти, а потом не выйти": эти заводы традиционно отдают предпочтения гособоронзаказу и в случае необходимости выбора сосредоточатся на государственном заказе, увеличив сроки строительства рыболовных судов, опасаются потенциальные заказчики. Стоит отметить, что и сроки сдачи военных кораблей этими верфями регулярно увеличиваются. Исключение составляют разве что Адмиралтейские верфи, которые держат высокий темп, каждый год передавая по несколько "Варшавянок" военному ведомству. Сегодня заказчик ведет переговоры с Невским судостроительно-судоремонтным заводом в Шлиссельбурге. Основная часть капитала предприятия (50,01%) принадлежит шлиссельбургскому ООО "Озерная верфь", оставшаяся распределена между тремя кипрскими оффшорами Algador Holdings Limited (47,86%), Capstans Holdings Limited (1,99%) и Valbridge Limited (0,14%). "Озерная верфь" в свою очередь разбита между четырьмя собственниками: Владимиром Касьяненко (55,67%), Ришатом Багаутдиновым (24,33%), Олегом Кондруком (15%) и генеральным директором этого же ООО Константином Бурьяновым (5%). Последние годы Невский судостроительно-судоремонтный завод не публикует отчетность и финансовые результаты. На верфи в течение рабочего дня не ответили на вопросы "Ъ". Герман Костринский

Российские верфи рвут сети
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге