"АвтоВАЗ" отмечает 50-летие
В Тольятти отмечают 50 лет с начала строительства Волжского автомобильного завода. Первый автомобиль сошел с его конвейера в апреле 1970-го. Это был ВАЗ-2101 "Жигули" — легендарная "копейка". Припорошенная снегом, дрогнула твердая, словно каменная приволжская степь, нехотя подчиняясь людям. Так описывала этот день газета "Советская Россия". Итория сохранила номер экскаватора 3485 и фамилию машиниста. Илья Шепелев вынул первый ковш земли. "Тольятти сейчас один из самых популярных городов в стране, здесь начато строительство завода по производству автомобилей, в котором принимает участие итальянская фирма FIAT", — сообщает хроника. Ударная всесоюзная комсомольская стройка — одно из ярчайших промышленных событий за всю историю Советского Союза. Были, конечно, и план ГОЭРЛО, и металлургия, но построить в чистом поле высокотехнологичный по тем временам завод, производящий легковые автомобили, — такого не было ни до, ни после "АвтоВАЗа". За короткое время население Тольятти увеличилось в десять раз, одновременно с заводом строился и город. Работникам предприятия завидовала вся страна, ведь здесь очень быстро можно было получить советскую мечту — отдельную квартиру. В этот дом Валентина Егорова вселилась почти 50 лет назад, радость того дня она сохранила. Экономист из Горького, она с мужем переехала в Тольятти по распределению. В новой квартире из мебели была только табуретка, которая выполняла роль обеденного стола. Но никто не жаловался, а ведь работать первое время тоже пришлось не по специальности, здесь не смотрели ни на звания ни на дипломы, всех отправляли на стройку. Большинство первых работников "АвтоВАЗа" сами его и строили. Это их предприятие и их автомобиль. Технологии шагнули далеко вперед. Сегодня машины делают роботы, а тогда делали с душой. И практически без выходных. Никто не боялся наказания за невыполненную работу, не сделать то, что тебе поручили было просто стыдно. В миллиардах кубометров бетона и стали замешан запредельный энтузиазм молодых людей со всей страны, вошедших в историю. Это была еще и самая дорогая стройка. Каждый день на производственной площадке осваивалось до миллиона советских рублей. Общий объем инвестиций превысил миллиард. И уже через два года работы "АвтоВАЗа" вложения окупились. Вазовские "копейки" разлетались по стране и по всему миру, как горячие пирожки. "Про объем завода с высоты прожитых лет я могу сказать, что это была мировая стройка, выполненная на мировом уровне. Заводу пошел 51-й год, и за все время эксплуатации никаких просчетов в проектировании не было, не пришлось ничего переделывать", — говорит ветеран производства Наум Штрих. Сегодня "АвтоВАЗ" выпускает уже другие машины и задачи перед заводом стоят другие. Но выполняются они на том же предприятии, а прошло ни много ни мало — полвека.